Как Понять Бытие?

Как Понять Бытие
1. Понятие бытия — Бытие — это фундаментальная категория философского дискурса, которая фиксирует основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). Понятие «бытие» концептуализирует наличие предметов и явлений, а не содержательный их аспект и может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них смысловыми оттенками.

Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). В системе философского знания (см. Философия ) бытие выступает предметом онтологии (см. Онтология ) и противоположно понятию ничто (см. Ничто ). В теории познания (см. Гносеология ) бытие рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

В обыденном употреблении понятие о бытии частично совпадает с понятиями универсума, космоса, вселенной, мира, природы, жизни. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть, отмечаются в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов.

  1. Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в отличие от кажимого) бытия и его осмысление (или участие в нём).
  2. Наукообразная философия идёт по пути определения понятия бытия и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы бытия как объективного существования.

«Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такое сущее» (Аристотель, «Метафизика» VII, 1). В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует вопрос о бытии, его связи с познанием, с природой (физика) и смыслом человеческого существования (этика), определяется общая ориентация данного направления.

  1. В разные культурно-исторические эпохи формировался особый язык для выражения разных определений бытия.
  2. Понятия «сущее» , «сущность» , «существование» , «субстанция» (см.
  3. Субстанция ) производны от «бытия» и представляют собой его различные аспекты.
  4. Но при этом существовали и устойчивые традиции.
  5. Так, античная философия, особенно учения Платона и Аристотеля, на многие столетия определила общий характер и способы членения самого понятия бытия.

Так, классифицирующий анализ бытия у Аристотеля до настоящего времени служит примером для всякого наукообразного подхода к бытию. Этот подход оказался определяющим для философии не только эпохи эллинизма и Средних веков (о понятии бытия в арабо-мусульманской философии), но сохранился вплоть до XVII и начала XVIII века.

Пересмотр античной традиции, наметившийся уже в первые века христианства, но не приведший тогда к созданию альтернативной онтологии, в преддверии Нового времени происходил главным образом по двум линиям. С одной стороны, он был подготовлен номинализмом XIII–XIV веков, расширен английским эмпиризмом XVII–XVIII веков и получил завершение в трансцендентальном идеализме И.

Канта. С другой стороны, принципы не только средневекового, но и античного мышления пересматривались в немецкой мистике (начиная с М. Экхарта и заканчивая эпохой Реформации), а также в пантеистических и близких к пантеизму течениях философии XV–XVII веков, нередко связанных с мистикой и герметизмом — Н.

Что входит в бытие?

Онтология — Поскольку бытие может пониматься как единственное (см. Парменид ), постольку термин « бытие » часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии . Противоположные понятия — « небытие » и « ничто ». Существенные философские проблемы — соотношение бытия и мышления , соотношение бытия и времени , соотношение бытия и небытия .

  • Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведённых человеком.
  • Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.
  • Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
  • Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Что представляет собой бытие человека?

В философии все вопросы, которые так или иначе касаются сущности людей, являются очень важными. Бытие человека – это как раз один из таких вопросов. Принято считать, что оно представляется в трех реальностях:

    в субъективной духовности; реальности живого вещества; объективно-материальной реальности.

Все они проявляются в двух ипостасях:

    предпосылка; результат.

Сразу после рождения человек оказывается в обществе, которое сделает все возможное, чтобы он стал не просто индивидуумом, но и личностью. Духовное и материальное бытие личности – это единый диалектический процесс, относящийся к общественно материальной истории людей.

  1. Давно уже установлено то, каким должен быть человек.
  2. Данная предопределенность основана на уровне развития общества, в котором он получает воспитание.
  3. Бытие человека – это то, о чем спорят много веков.
  4. Чаще всего индивидуума представляют как существо двойственное, то есть являющееся и природным творением, и творением социума.

Бытие человека, а точнее становление, имеет непосредственную связь с духовной и производственной сферами жизни. Под бытием часто понимают духовную, социальную, а также биологическую жизнь людей. Любой из живущих в обществе – личность. Вне общества личностью стать мы не можем.

  1. Все люди тесно связаны друг с другом: передача опыта осуществляется везде и всюду, люди постоянно предлагают друг другу одни услуги в обмен на другие и так далее.
  2. Те ценности, которые имеет личность, являются ценностями всего общества или какой-то его части.
  3. Социальное бытие человека – это то, чем обусловлена его уникальность и неповторимость.

Изначально человек не имел творческо-созидательных, духовных, а также социально-культурных функций жизнедеятельности. Также важно отметить тот факт, что многие биологические функции жизнедеятельности были «окультурены». В качестве примера можно привести межполовые отношения.

  1. Уже доказано, что изменилось и изначальное восприятие мира человеком.
  2. Со временем менялось не только общество, но и сами люди.
  3. В частности — их тело, а также дух.
  4. Развитие и того, и другого тесно связано друг с другом, хотя законы развития в каждом случае свои.
  5. Чем так важен духовный облик человека? Некоторые философы считали, что именно он может дать ответы на сложнейшие вопросы, определяющие сущность всего нашего существования.

Индивидуальное бытие человека всегда противоречиво. Связано это с тем, что каждая личность по большей части смотрит на мир исключительно через призму опыта, который признает своим собственным. Индивидуальные взгляды на жизнь также зависят от личностных интересов.

  1. Да, общество дало определенные установки, но бытие все равно остается индивидуальным в любом случае.
  2. Большие ли предпосылки для развития имеет человек? Да, большие.
  3. Это касается любого его бытия.
  4. Жизнь тела – это первичная предпосылка.
  5. Человек существует в природном мире именно как тело, которое зависит от природного цикла, он рождается, развивается, а затем гибнет.

Жизнь духа невозможна без жизни тела. На основании данной истины все в обществе устроено так, чтобы любой мог нормально жить, развивать способности, совершенствоваться и так далее.

Что такое бытие пример?

Бытие — бытие 1. ср.1) Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа (в философии).2) Совокупность условий материальной жизни общества.2. ср. Жизнь, существование (противоп. : небытие). Толковый словарь Ефремовой

Что определяет бытие?

Значение фраз Бытие определяет сознание Анонимный вопрос 28 марта 2018 · 60,2 K Бытие (как совокупность текущего жизненного, культурного, мировоззренческого, интеллектуального развития Мира) определяет сознание. Прогрессивное развитие сознание опережающее бытие не может приниматься социальным континуумом не соответствующему таковому развитию.

  • Это свидетельствует факт непринятие при жизни творчества художников, писателей, ученых развитых и развивающихся быстрее текущего бытия.17,4 K Бытие это не сознание? Если нет, тогда что такое бытие, и что такое сознание? Комментировать ответ Комментировать Филолог, социолог.
  • Люблю гуманитарные науки.
  • Меня также привлекают психология, мода.

· 21 февр 2019 Автор этого тезиса — философ и теоретик исторического материализма Карл Маркс. Смысл этой фразы состоит в следующем: культурное развитие, религия, мораль, духовность и другие нематериальные вещи зависят от материальных условий, в которых живет человек, его образа жизни.

  • Чтобы изменить образ мыслей человека, нужно поменять его образ жизни, условия, в которых он живёт и.
  • Читать далее 46,7 K У Маркса говорилось про общественное бытие и общественное сознание, это существенная разница, так как сознание.
  • Читать дальше Комментировать ответ Комментировать Именно настрой окружающей среды, культурное и интеллектуальное развитие общества, бытиё определяет сознание.
Читайте также:  Как Классифицируются Тракторы По Типу Ходовой Части?

И уж беспорно первична материя ! Изменение условий существования человека возможно при совместных действиях большинства, положитедьно настроенной части общества.11,3 K Рай в шалаше уже мало для человека . Комментировать ответ Комментировать не верное толкование «бытие определяет сознание масс» — это правильно.

на самом деле, это подходит не всем, но многим. так что, спорное определение.4,3 K Бытие определяет сознание на нижнем уровне материального бытия масс. Но настоящее достойное будущее у общества. Читать дальше Комментировать ответ Комментировать 82 года. Вопросы развития общества. Что такое социализм , почему он не победил.

· 24 апр 2020 Почему распался наш СОЮЗ. Потому, что у социализма нет такого «природного» закона как у капитализма. Настоящего социализма мы не видели.50 — 70 годы надо было не разслабляясь, а развивая теорию и проктику продолжать начатоя. И главное на этом пути воспитание человека.

  • Помере повышения культуры, нравственности и сознания больштнства членов обшество, нужно.
  • Читать далее 6,2 K Какое у тебя сознание,пустое или полное зависит только от тебя, такую жизнь ты и выбираешь сам исходя из своей внутренней сути.
  • Комментировать ответ Комментировать Человек как пустая флешка в момент рождения.

Проживая жизнь, он записывает осознанно/неосознанно всю информацию. Его мозг, обрабатывая полученную информацию (от бытия) , формирует своё представление о жизни, событиях , людях и т д . То есть формирует Сознание. Но я бы добавил , что начиная с определенного возраста , сознание начинает формировать бытие.

Что такое идеальное бытие?

Другими словами, идеальное бытие – вне материи, вне времени и пространства, но это особое «вне». Именно идеальное бытие ‘находится позади’ реального бытия, именно ему отказывает Николай Гартман в самой возможности определения. Именно за эти ‘вне’ и ‘позади’ его иногда называют небытием.

Какие виды бытия существуют?

Основными видами бытия являются материальное и идеальное бытие. К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей.

В чем разница между материей и бытием?

Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует. — Понятие ‘ материя ‘, отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще.

Что такое бытие и небытие?

Бытие (нечто) — наиболее абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. Небытие (ничто) — противоположное бытию понятие, характеризующее отсутствие чего-либо, бытия вообще. Соотношение бытия и небытия в истории философии имеет следующие решения.

Что такое бытие в обществе?

На экзамене проверяются дидактические единицы: бытие и его формы; окружающий мир; потребности и их классификация; интересы и их классификация; способности индивида. Словарь основных терминов (понятий) с комментариями Бытие — философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще, реальность.

  • Обычно выделяют четыре формы бытия: — бытие процессов природы и вещей, созданных человеком; — бытие человека; — духовное бытие (внутренний мир самого человека); — социальное бытие (бытие человека в природе, истории, обществе).
  • Бытие, человека — это реальный процесс его жизнедеятельности, ограниченный в индивидуальном аспекте во времени рождением и смертью.

В личностном аспекте бытие человека означает его включенность в культуру общества. Первичная предпосылка бытия человека — это жизнь его тела, которая зависит от природы. Право на жизнь сегодня рассматривается как фундаментальное право человеческого индивида.

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями. Окружающий мир — природа и общество в их взаимосвязи. Потребность — испытываемая человеком нужда в чем-то, необходимом для жизни и развития. Они проявляются в мотивах — побуждениях к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей.

Многочисленные человеческие потребности психологи объединяют в группы, называемые низшими и высшими потребностями. Низшие — это биологические потребности (утоление голода, сон, свежий воздух и т.д.) и экзистенциальные потребности (потребности в безопасности и защищенности, забота о самосохранении, здоровье, комфорте, качестве нашей жизни).

  • Высшие потребности — это потребности социальные (в любви, дружбе, общении, духовной близости); престижные (в уважении, самоуважении, признании, социальном статусе); потребность в самореализации (развитие своих возможностей и способностей, активное их использование, самовыражение).
  • Американский психолог А.

Маслоу (1908—1970) установил, что успешные люди — это люди высоких потребностей. Кроме того, выделяют потребности подлинные (разумные) и мнимые (ложные). Первые способствуют развитию личности, вторые — деградации. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (от лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к определенным потребностям или осознанные потребности, имеющие для людей важное значение. Интересы зависят от социального положения человека и являются побудительными стимулами в различных видах деятельности. Интересы классифицируются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные); по направленности (экономические, политические, социальные, духовные); по степени осознанности и возможности осуществления (реальные и мнимые).

Следует отличать интерес от склонности. Интерес — направленность на предмет; склонность — направленность на определенную деятельность. Способности — индивидуально-психологические особенности личности, условия выполнения успешной деятельности. Различают общие (интеллектуальные) и специальные способности (например, музыкальный слух и пр.

Что первично бытие или сознание?

Первична сила, связывающая сознание с телом. Во сне человек отключен от сознания, но остается живым, благодаря этой силе. Сознание вторично. Тело (вещество) третично — третье следствие силы. Информация — это изменения. Сознание — множество информации, совокупность знаний об этих изменениях (отличиях от предыдущих состояний). Никакая материя ни мгновения не остается неизменной, она все время меняется. Эти изменения и определяют вид и форму материи, подобно тому, как ядро (сознание) атома определяет вид химического элемента. Поэтому по отношению к веществу сознание иерархически первично, так как более причинно: каждое текущее состояние вещества — следствие изменений, происходящих с ним в прошлом. Материя в настоящем отражает состояние сознания в прошлом, которое, в свою очередь является следствием силового взаимодействия в еще более глубоком прошлом. Поэтому сознание первично по отношению к материи. Примечание 12.03.2022 Сознание первично по отношению к материи, если под первичностью и вторичностью подразумеваются соотношение времен. Энергетически более веской является материя. Сила — связь сознания и материи — источник энергии вне времени, находящийся везде и нигде (силовое поле). Сознание без материи не явлено сколь-нибудь заметным образом (неощущаемая информация — это ее отсутствие). Материя без сознания не меняется. Но такой «неизменной» материи не существует. Эти категории по отдельности не существуют. Сравнивать их бессмысленно, как черное с белым. Этот вопрос некорректен своей безальтернативностью. Ответ: и то, и другое, равно как и ни то, ни другое.2,6 K > Поэтому по отношению к веществу сознание иерархически первично, так как более причинно: каждое текущее состояние. . Читать дальше Комментировать ответ Комментировать Специалист ИТ с физмат образованием · 28 мар Это вопрос оба ответа на который возможны и не опровергаемы. Один из ответов отнесет вас к материализму, а второй к идеализму. Попадая в идеализм в окажетесь в мире полностью лишенном разумных законов. Точнее вы будете вольны считать все что вам угодно. Например, верить в Бога, или в то что вы и есть Бог, или . . любой сюр позабористее. Вас ничего не ограничивает. Есл. . Читать далее 514 Комментировать ответ Комментировать Я пенсионер, веду здоровый образ жизни: йога, цигун, медитация, философия Востока. . · 14 янв 2021 Необходимо в начале определить, что такое есть материя.». . Источник жизни, рождения и перемен есть Ци. Все на Небе и на Земле подчиняется этому закону. На периферии Ци охватывает Вселенную, внутри Ци дает начало всему. » Нэй Цаин. Материальный мир не материален-он не что иное как иллюзия, порожденная энергией. Наши традиционные идеи о природе и сущности сознания. . Читать далее 1,3 K Материя — программно сконструированные энергии пространства. Комментировать ответ Комментировать Практическая метафизика, экспериментальная парапсихология, исследование психических. . · 28 апр 2021 Материя не однородна по своей плотности. Сознание не однородно и характеризуется возможностью разделения, слияния и переноса (проекции).

Читайте также:  Кто Ездит На Тракторе?

Кто ввел понятие бытия?

Не случайно древнегреческий мыслитель Парменид, который впервые ввел это понятие в философию, использовал слово, близкое по своему значению к термину «истина». С тех пор философы понимают под бытием мир, как он есть сам по себе, а не каким он может казаться.

Как связаны сознание и бытие?

« Назад 08.05.2018 17:00 Бытие – основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее. Это понятие охватывает все то, что только имеет место «быть». Бытие мира есть единое и самотождественное, непрерывно и беспредельно становящееся. Действительно, бытие мира столь многогранно и многолико, что этот процесс не имеет и в принципе не может иметь аналогов.

С другой стороны, это многообразие составляет глобальную целостность окружающего нас мира. Бытие есть реальность, противостоящая человеку и находящаяся вне сознания человека и независимо от него. Это, к сожалению, многие не могут усвоить. Понять легко, но жить так, чтобы учитывать факт независимости бытия от нашего сознания, могут не все.

И еще следует учесть, что природа и ее бытие бесконечны в пространстве и времени. Бытие человека выражается через реальный процесс развития сложного диалектического единства тела и духа. Причем бытие тела с необходимостью доминирует над бытием духа, так как, чтобы мыслить, необходимо обеспечивать жизнь тела, его сохранение и, наконец, преемственность (продолжение рода), хотя бы для того, чтобы возродить второе «Я» в своем потомстве, передав ему накопленное духовное богатство.

В общем, о здоровье не стоит забывать, но и о духе сознания нужно заботиться, ибо здоровый дух – путь к здоровому телу. И зарядку нужно делать, ибо мыслящий мозг весом 1,5 кг потребляет 20% крови. Поэтому по-философски живущий человек часа два в день занимается гимнастикой, доставляя кислород головному мозгу.

Тот, кто не занимается физкультурой, не философ, даже если имеет диплом доктора философии. Сознание также следует рассматривать как духовное бытие, которое проявляется через посредство языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли.

  1. Все формы бытия тесно взаимосвязаны между собой и взаимопредполагают друг друга.
  2. Бытие определяет сознание, но и сознание меняет бытие.
  3. Уинстон Черчилль говорил: «Изменяя свое сознание, вы изменяете свою Вселенную».
  4. И это действительно так.
  5. К сожалению, многие у нас сосредоточивают свою деятельность на создании материальной независимости.

Некоторые еще прилагают усилия к укреплению здоровья, но мало кто занимается философией для того, чтобы укрепить свой дух и изменить свою Вселенную. Как меняются горы, когда перестал бояться упасть в горах, как моментально меняется море, когда ты как следует научился плавать, и как сразу меняются люди, когда ты овладел философией и навыками общения.

  1. В общем, твоя вселенная сразу изменяется.
  2. А так как природу и обстоятельства мы менять не можем, то нам остается только менять себя.
  3. И все чисто человеческие изменения действительности связаны с изменением сознания.
  4. В Евангелии от Иоанна об этом говорится так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога. Все чрез него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

Кто сказал что сознание определяет бытие?

Бытие определяет сознание Бытие определяет сознание Из предисловия к «К критике политической экономии» (1859) Карла Маркса (1818—1883): «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иносказательно: оправдание чьих-либо настроений, пристрастий или недостатков (шутл.

Что определяет наше сознание?

«Бытие определяет сознание», — эта фраза Карла Маркса многим хорошо знакома. А почему, собственно, «бытие определяет сознание»? У Гегеля было «бытие определяется сознанием». Карл Маркс, ученик Гегеля, заменил пассивный залог глагола на активный, вот и всё.

Смысл же изменился на противоположный. Во что верить? Нас обманывали в принципиальном вопросе? На наш взгляд, оба классика правы. От состояния нашего ума, мышления, от представлений о реальности зависит качество нашей жизни, «бытие определяется сознанием». А от того, как мы живем, напрямую зависит наше умонастроение, фокус внимания.

«Бытие определяет сознание». А смогут ли изменения в одной из частей этой системы вызвать изменения в другой? Т.е. , могут ли изменения в уме вызвать изменения в жизни? И могут ли изменения в жизни вызывать изменения в уме? Мышление, состояние ума, и состояние жизни человека представляют собой тесную взаимосвязанную систему.

  1. Если изменения в одном из элементов системы не превышают определенного порога — «порога устойчивости» — то другой элемент оказывает стабилизирующее воздействие и блокирует произошедшие изменения.
  2. Если изменения в одном из элементов превышают порог устойчивости, то эти изменения начинают вызывать аналогичные изменения в другом элементе, что в свою очередь, вызывает дальнейшие изменения в первом и т.д.

— мы имеем дело с усиливающей обратной связью. К чему мы об этом? Строго говоря, способность человека управлять другими людьми научно не доказана. Мы конечно можем взывать к совести, «агитировать за советскую власть», призывать быть клиентоориентированными и пр.

  1. Но вы сами знаете — эффект обычно околонулевой.
  2. Люди действуют на основе своих убеждений.
  3. И даже если они прислушиваются к призывам, советам, приказам руководителей — всё равно, решение делать или не делать, как именно делать, — они принимают сами.
  4. И что ещё важно учитывать — многие люди вообще избегают принимать какие-либо решения.

Они считают, что принимать решения — это не их работа, а работа начальников («им за это и платят»), — владельцев бизнеса и руководителей. Согласитесь, трудно с такой позицией спорить. Что же делать владельцам и руководителям? Да, их работа и заключается в том, чтобы активно пользоваться своей свободой воли, правом выбора и принимать решения.

Работать своим мышлением, работать над своим состоянием ума. Это их главный предмет труда, а у слесаря заготовка детали. Эти решения должны формализовываться, обретать форму организационно-распорядительных документов, политик, регламентов, инструкций, форматов совещаний, методов коммуникации, негласных правил и т.д.

и т.п. Таким образом формируется и меняется бытие — контекст и культура организации. И это бытие начинает влиять на сознание всех сотрудников. Так это работает. По-другому — нет. Мы проверяли. Целостный и системный подход к бизнесу позволяет не впадать в крайности, а увидеть, что и Маркс, и Гегель правы и нет никакого противоречия.

Что такое бытие по Марксу?

категории историч. материализма, выработанные для решения основного вопроса философии применительно к обществу. Обществ. бытие — это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие вместе со становлением человеч. общества и существующие независимо от обществ.

сознания. «Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда» (Ленин В.И. , ПСС , т.18, с.345) . Обществ. сознание — духовная сторона историч.

процесса — представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление , обладающее определ. внутр. структурой, включающей различные уровни (теоретич. и обыденное сознание , идеология и общественная психология ) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль , религия, искусство , философия, наука ) .

  • Домарксовый материализм , рассматривая человека лишь как природное существо, не преодолел идеалистич.
  • понимания истории и сущности самого человека. Историч.
  • материализм, выделяя обществ.
  • бытие как специфич.
  • форму материального, исходит из того, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс К.
Читайте также:  Сколько Лошадиных Сил В Т 150?

, см. Маркс К. и Энгельс Ф. , Соч. , т.13, с.7) . Это положение закладывает основу для последоват. проведения материализма в области истории, выявления зависимости обществ. сознания от обществ. бытия, для науч. объяснения места и роли обществ. сознания в развитии общества.

Историч. материализм исходит из того, что обществ. сознание, как и сознание вообще, есть отражение бытия. «Общественное сознание отражает общественное бытие — вот в чем состоит учение Маркса» (Ленин В.И. , ПСС , т.18, с.343) . При этом в соответствии с принципами теории познания диалектич. материализма это отражение рассматривается не как пассивный рефлекс, не как мёртвое, зеркальное отражение, а как сложный диалектич.

процесс , как результат активного, деятельного отношения человека к действительности. Такое понимание обществ. сознания, вопервых, в соответствии с принципом детерминизма устанавливает причинную зависимость обществ. сознания от его материальной основы (это — необходимая филос.

предпосылка его науч. анализа) ; во-вторых, противостоит как идеалистич. представлениям о субстанциальности обществ. сознания, так и метафизич. отрицанию активности субъекта отражения; в-третьих, установление зависимости обществ. сознания именно от обществ. бытия включает обществ. сознание в систему закономерных связей социального целого.

Историч. материализм признаёт относит. самостоятельность обществ. сознания, в развитии которого существует преемственность , взаимодействие и взаимовлияние его уровней и форм.Т.о. , обществ. сознание в качестве самостоят. целостности оказывает активное обратное влияние на обществ.

Что включается и что не включается в понятие бытие?

1. Понятие бытия — Бытие — это фундаментальная категория философского дискурса, которая фиксирует основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). Понятие «бытие» концептуализирует наличие предметов и явлений, а не содержательный их аспект и может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них смысловыми оттенками.

  1. Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность).
  2. В системе философского знания (см.
  3. Философия ) бытие выступает предметом онтологии (см.
  4. Онтология ) и противоположно понятию ничто (см. Ничто ).
  5. В теории познания (см.
  6. Гносеология ) бытие рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

В обыденном употреблении понятие о бытии частично совпадает с понятиями универсума, космоса, вселенной, мира, природы, жизни. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть, отмечаются в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов.

  • Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в отличие от кажимого) бытия и его осмысление (или участие в нём).
  • Наукообразная философия идёт по пути определения понятия бытия и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы бытия как объективного существования.

«Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такое сущее» (Аристотель, «Метафизика» VII, 1). В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует вопрос о бытии, его связи с познанием, с природой (физика) и смыслом человеческого существования (этика), определяется общая ориентация данного направления.

В разные культурно-исторические эпохи формировался особый язык для выражения разных определений бытия. Понятия «сущее» , «сущность» , «существование» , «субстанция» (см. Субстанция ) производны от «бытия» и представляют собой его различные аспекты. Но при этом существовали и устойчивые традиции. Так, античная философия, особенно учения Платона и Аристотеля, на многие столетия определила общий характер и способы членения самого понятия бытия.

Так, классифицирующий анализ бытия у Аристотеля до настоящего времени служит примером для всякого наукообразного подхода к бытию. Этот подход оказался определяющим для философии не только эпохи эллинизма и Средних веков (о понятии бытия в арабо-мусульманской философии), но сохранился вплоть до XVII и начала XVIII века.

  1. Пересмотр античной традиции, наметившийся уже в первые века христианства, но не приведший тогда к созданию альтернативной онтологии, в преддверии Нового времени происходил главным образом по двум линиям.
  2. С одной стороны, он был подготовлен номинализмом XIII–XIV веков, расширен английским эмпиризмом XVII–XVIII веков и получил завершение в трансцендентальном идеализме И.

Канта. С другой стороны, принципы не только средневекового, но и античного мышления пересматривались в немецкой мистике (начиная с М. Экхарта и заканчивая эпохой Реформации), а также в пантеистических и близких к пантеизму течениях философии XV–XVII веков, нередко связанных с мистикой и герметизмом — Н.

В чем разница между материей и бытием?

Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует. — Понятие ‘ материя ‘, отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще.

Какие формы имеет человеческое бытие?

• Бытие объективированного духовного — Бытие и сущее; основные формы бытия. Целостный мир — это всеобщее единство, включающее в себя необозримое множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, организмов, структур, систем, человеческих индивидов.

  1. Следуя философской традиции, все их можно назвать сущими, а мир в целом — сущим как таковым.
  2. Всеобщие связи бытия проявляются не иначе как через связи между единичными сущими.
  3. Каждое сущее уникально.
  4. Неповторимы внешние и внутренние условия, иначе говоря, ситуация существования всего, что есть в мире (или, если выразить это с помощью философской терминологии, неповторимо «наличное бытие» всякого сущего).

Определенность сущего характеризует индивидуальность его бытия и его место в целостном бытии. Условия, моменты данного бытия, его «мгновения» никогда не воспроизводятся вновь и не остаются неизменными. Некоторые философы справедливо утверждают, что каждое сущее является носителем неповторимой, только ему присущей сущности.

  • Признание уникальности (единичности) каждого сущего особенно важно для учения о человеке.
  • Из осознанной уникальности бытия каждого человека прямо вытекает важнейшее правило гуманизма: признавать и уважать в каждом человеке неповторимое существо.
  • Но как бы ни были уникальны отдельные проявления бытия и как бы ни важна была эта уникальность для людей, все-таки их практика и познание настоятельно требуют, чтобы единичное обобщалось, объединялось в группы, а также в весьма обширные целостности.

При объединении единичных сущих в целостности человеческая мысль обязательно учитывает то, как именно единичное существует. Улавливая определенное сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия.

Таких групп много (мы будем говорить здесь только об основных формах бытия). Различение и объединение того, что существует, под углом зрения принадлежности к специфической форме бытия — отправная точка самой что ни на есть обычной, повседневной жизни людей. Они обязательно учитывают различия форм бытия во всех областях деятельности, хотя не всегда задумываются об этом.

Ведь обрабатывать материал природы, к которому не прикасалась рука человека, — в большинстве случаев не то же самое, что преобразовывать вещи и процессы, уже вышедшие из горнила человеческой деятельности; воздействовать на живое человеческое тело и тем более на мысли и чувства людей надо иначе, чем на вещи природы.

  1. И прежде всего надо знать, как те предметы, те данности, с коими имеет дело человек, «присутствуют» в мире, то есть иметь представление о специфике их бытия.
  2. Однако при этом человеку — сколь бы конкретные практические задачи он ни решал и как бы ни был он далек от философии — не обойтись без некоторых хотя бы элементарных знаний и навыков, позволяющих «учесть» бытие как таковое.

А это, в частности, означает: надо различать сущее и бытие (вопреки тем учениям, где они отождествляются). Однако не только различать, но и связать их.

Что такое бытие и сущее?

Су́щее — существительное, образованное от причастия «существующее», означает «то, что есть». В философии сущее рассматривается в двух аспектах — со стороны своей определённости, сущности, и со стороны своего существования, бытия.