Что Появилось Раньше Материя Или Сознание?

Что Появилось Раньше Материя Или Сознание
Следовательно, материя первична, а сознание человека вторично. Но сознание человека влияет на качество материального (внешнего) мира, в котором этот человек живёт. Поэтому сознание человека первично по отношению к качеству внешнего мира.

Что первичное материя или сознание?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 7 августа 2022 года; проверки требует 1 правка . Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в марксистской философии , согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи , мышления к бытию , духа к природе .

Этот вопрос является основным, ибо в зависимости от его решения трактуются определённым образом и все остальные вопросы мировоззрения . Вопрос об отношении бытия и сознания является основным не только потому, что от его решения зависят все прочие философские вопросы, но и по другой причине. В решении основного вопроса философии обнаруживается партийность философской теории, ее связь с классовой борьбой , с политикой.

Имеет онтологический и гносеологический аспекты. Обычно проблематизируется в форме вопроса: «Что первично, дух или материя?». Марксизм выделяет два основных варианта ответа на этот вопрос:

  • материя первична по отношению к сознанию ( материализм );
  • идея первична над материальным ( идеализм ).

С этих позиций идеологи СССР критиковали взгляды немарксистких философов, например абсурдиста Альбера Камю , считавшего, что «есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии» .

По этому поводу академик Ойзерман писал: Не следует недооценивать вопрос, поставленный А. Камю, хотя бы потому, что он вполне вписывается в определённую философскую традицию, начало которой положили мыслители Древнего Востока и философы эллинистической эпохи. Отчуждение человеческой деятельности, продукта этой деятельности, отчуждение природы закономерно порождают эту проблему и наполняют её глубоким смыслом.

И всё же это не основной философский вопрос хотя бы уже потому, что он не является таковым для большинства философских учений. Та же критика, однако, справедлива и по отношению к марксизму, поскольку за пределами марксистской традиции вопрос о соотношении материи и идеи не считается главным философским вопросом.

Кто и когда впервые сформулировал основной вопрос философии?

Основной вопрос философии занимает особое место в мировой философии, поскольку его не может обойти ни одна более или менее развитая философская система. Но в современной отечественной философии он подвергся остракизму, без всяких объяснений изымается из учебных и справочных пособий.

  1. Авторы, отрицающие наличие этого «основного вопроса», пытаются растворить его в бесконечном множестве других «основных вопросов» и на данном основании отрицают наличие борьбы между материализмом и идеализмом в истории философии.
  2. В статье показано, что критика основного вопроса философии носит поверхностный и совершенно бездоказательный характер, поскольку она основана на искажении позиции Ф.

Энгельса, который впервые его четко сформулировал. Ключевые слова: монизм, плюрализм, основной вопрос философии, философия и религия, материализм и идеализм, классическая и современная отечественная философия. The basic issue of philosophy plays a peculiar role in the world philosophy since hardly any more or less developed philosophical conception can avoid it.

  • But in the modern Russian philosophy it was ostracised and eliminated from school-books and manuals without any explanation.
  • The authors who deny the presence of this ‘basic issue’ try to ‘dissolve’ it in numerous other ‘basic’ issues.
  • Based on that, they also deny the struggle between materialism and idealism in the history of philosophy.

The article shows that the criticism of the basic issue of philosophy is poorly studied and is of hypothetical nature since it is based on the misinterpretation of the position of Friedrich Engels who was the first to give the clear definition of this issue.

Keywords: monism, pluralism, basic issue of philosophy, philosophy and religion, materialism and idealism, classical and modern Russian philosophy. Вопрос о первоначале является одним из важнейших вопросов философии, с которого, собственно, и начинается эта наука. Что лежит в основе мира: материальное или духовное начало? Этот вопрос не может обойти ни одна сколько-нибудь развитая философская система.

Отношение материи и сознания есть универсальный философский принцип, нашедший свое наиболее полное выражение в основном вопросе философии. Основной вопрос философии, вопрос об отношении мышления к бытию, впервые был четко сформулирован Ф. Энгельсом, который указал на две его стороны.

Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), другими словами – природа или дух? Материальное или идеальное? Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир, способно ли мышление познать мир таким, каким он существует в действительности.

Приходится напоминать эти азбучные истины классической философии, поскольку о них сегодня нельзя прочитать ни в «Новой философской энциклопедии», ни во многих словарях и вузовских учебниках. А в работах, так или иначе затрагивающих основной вопрос философии, позиция Энгельса искажается, борьба материализма и идеализма в истории философии отрицается и заявляется, что в каждой философии есть свой «основной вопрос» или даже несколько.

Каковы две стороны основного вопроса философии?

Управляет ли сознание материей? Квантовый мистицизм.

Существует две стороны основного вопроса философии, над решением которых размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – соотношение наших мыслей и окружающего мир.

Как формируется основной вопрос философии?

Основной вопрос философии Основной вопрос философии, вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще.

Почему материя первична а сознание вторично?

Эволюция (изменение) сознания человека в процессе его взросления доказывает, что сознание существует в человеке и творится им же, а не дано извне в готовом виде. Следовательно, материя первична, а сознание человека вторично.

Что значит бытие определяет сознание?

Значение фраз Бытие определяет сознание Анонимный вопрос 28 марта 2018 · 60,2 K Бытие (как совокупность текущего жизненного, культурного, мировоззренческого, интеллектуального развития Мира) определяет сознание. Прогрессивное развитие сознание опережающее бытие не может приниматься социальным континуумом не соответствующему таковому развитию.

  1. Это свидетельствует факт непринятие при жизни творчества художников, писателей, ученых развитых и развивающихся быстрее текущего бытия.17,4 K Бытие это не сознание? Если нет, тогда что такое бытие, и что такое сознание? Комментировать ответ Комментировать Филолог, социолог.
  2. Люблю гуманитарные науки.
  3. Меня также привлекают психология, мода.

· 21 февр 2019 Автор этого тезиса — философ и теоретик исторического материализма Карл Маркс. Смысл этой фразы состоит в следующем: культурное развитие, религия, мораль, духовность и другие нематериальные вещи зависят от материальных условий, в которых живет человек, его образа жизни.

  • Чтобы изменить образ мыслей человека, нужно поменять его образ жизни, условия, в которых он живёт и.
  • Читать далее 46,7 K У Маркса говорилось про общественное бытие и общественное сознание, это существенная разница, так как сознание.
  • Читать дальше Комментировать ответ Комментировать Именно настрой окружающей среды, культурное и интеллектуальное развитие общества, бытиё определяет сознание.

И уж беспорно первична материя ! Изменение условий существования человека возможно при совместных действиях большинства, положитедьно настроенной части общества.11,3 K Рай в шалаше уже мало для человека . Комментировать ответ Комментировать не верное толкование «бытие определяет сознание масс» — это правильно.

  1. на самом деле, это подходит не всем, но многим.
  2. так что, спорное определение.4,3 K Бытие определяет сознание на нижнем уровне материального бытия масс.
  3. Но настоящее достойное будущее у общества.
  4. Читать дальше Комментировать ответ Комментировать 82 года.
  5. Вопросы развития общества.
  6. Что такое социализм , почему он не победил.

· 24 апр 2020 Почему распался наш СОЮЗ. Потому, что у социализма нет такого «природного» закона как у капитализма. Настоящего социализма мы не видели.50 — 70 годы надо было не разслабляясь, а развивая теорию и проктику продолжать начатоя. И главное на этом пути воспитание человека.

  1. Помере повышения культуры, нравственности и сознания больштнства членов обшество, нужно.
  2. Читать далее 6,2 K Какое у тебя сознание,пустое или полное зависит только от тебя, такую жизнь ты и выбираешь сам исходя из своей внутренней сути.
  3. Комментировать ответ Комментировать Человек как пустая флешка в момент рождения.

Проживая жизнь, он записывает осознанно/неосознанно всю информацию. Его мозг, обрабатывая полученную информацию (от бытия) , формирует своё представление о жизни, событиях , людях и т д . То есть формирует Сознание. Но я бы добавил , что начиная с определенного возраста , сознание начинает формировать бытие.

Чем материализм лучше идеализма?

Что Появилось Раньше Материя Или Сознание Материализм и идеализм — противоположные способы понимания всякого вопроса Материализм и идеализм не являются двумя абстрактными теориями о природе мира, мало касающимися простых людей, занятых практической деятельностью. Они являются противоположными способами понимания всякого вопроса, и, следовательно, они выражают различный подход к этим вопросам на практике и ведут к самым различным выводам из практической деятельности.

Нельзя также употреблять термины «материализм» и «идеализм», как некоторые это делают, для выражения противоположных взглядов в области морали; идеализм — как выражение возвышенного, материализм — как выражение низменного и эгоистического. Если мы будем употреблять эти термины таким образом, мы никогда не поймем противоположности между идеалистическим и материалистическим философскими воззрениями; потому что этот способ выражения, как говорит Энгельс, означает не что иное, как «непростительную уступку филистерскому предрассудку против названия «материализм», предрассудку, укоренившемуся у филистера под влиянием долголетней поповской клеветы на материализм.

Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, тщеславие и плотские наслаждения, жадность к деньгам, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне. Идеализм же означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в «лучший мир», о котором он кричит перед другими» .

  • Прежде чем пытаться дать общее определение материализма и идеализма, рассмотрим, каким образом эти два способа понимания вещей выражаются по отношению к некоторым простым и знакомым вопросам.
  • Это поможет нам понять различие между материалистическим и идеалистическим воззрениями.
  • Для примера возьмем такое природное и знакомое всем явление как гроза.

Что вызывает грозы? Идеалистический способ понимания этого вопроса — грозы есть следствие гнева бога, который разгневавшись, ниспосылает громы и молнии на провинившееся в чем-то человечество. Материалистический способ понимания гроз — грозы есть действие естественных сил природы.

  1. Например, древние материалисты считали, что грозы вызываются ударом друг о друга материальных частиц, находящихся в облаках.
  2. И дело не в том, что это объяснение, как мы сейчас понимаем, ложное, а в том, что это было попыткой материалистического, в отличие от идеалистического, объяснения.
  3. Сегодня, благодаря науке, мы знаем о грозах значительно больше, но тоже далеко не все, чтобы считать это природное явление хорошо изученным.

Современная наука полагает, что причинами гроз являются грозовые облака, которые формируются в атмосфере при определенных условиях под действием разных воздушных потоков.

Кто придумал основной вопрос философии?

Лишь немногие из философов, в первую очередь Гегель и Л. Фейербах, близко подошли к правильной формулировке основного вопроса философии. Вычленение же основного вопроса философии и выяснение его роли в построении философских учений принадлежит Энгельсу.

Когда и где возникла философия?

Функции философии — Каковы же функции философии в сложном комплексе культуры? Прежде всего философская мысль выявляет основополагающие идеи, представления, схемы действия и др. , на которых базируется общественно-историческая жизнь людей. Их характеризуют как наиболее общие формы человеческого опыта, — или универсалии культуры.

  • Важное место среди них занимают категории — понятия, отражающие самые общие градации вещей, типы их свойств, отношений.
  • В своей совокупности они образуют сложную, разветвленную систему взаимосвязей (концептуальные «сетки»), задающих возможные формы, способы действия человеческого ума.
  • Такие понятия (вещь, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура и др.) приложимы к любым явлениям или, по крайней мере, к обширному кругу явлений (природа, общество и др.).

Например, ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись без понятия причины. Подобные понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Потому их и относят к предельным основаниям, универсальным формам (или «условиям возможности» культуры).

Классическая мысль от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с учением о категориях. Эта тематика не утратила своего значения и сейчас. В схеме «ромашка» сердцевина соответствует общему понятийному аппарату философии — системе категорий. На деле, в действии — это весьма подвижная система связей базовых понятий, применение которых подчиняется своей логике, регулируется четкими правилами.

Исследование и освоение категорий, пожалуй, по праву называют в наше время «философской грамматикой» (Л. Витгенштейн). Многие века философы считали категории вечными формами «чистого» разума. Культурологический подход выявил иную картину: категории формируются исторически по мере развития человеческого мышления и воплощаются в структурах речи, в работе языка.

Обращаясь к языку как культурно-историческому образованию, анализируя формы высказываний и действий людей, философы выявляют наиболее общие («предельные») основания речевого мышления и практики и их своеобразие в разных типах языков и культур. В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии.

Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии — онтологию (от греч. on (ontos) — сущее и logos — слово, понятие, учение). Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека — практические, познавательные и ценностные.

Что означает понятие материи?

У этого термина существуют и другие значения, см. Материя . Мате́рия (от лат. materia «вещество») — физическое вещество , в отличие от психического и духовного . В классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства.

Что такое дуализм?

Запрос «Дуализм» перенаправляется сюда; см. также другие значения . Дуали́зм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные.

В чем заключается философский метод?

Философские методы — это система принципов, опе¬раций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер. Философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимен¬та, не поддаются формализации и математизации. Одним из основных философских методов является диалектика и ее принципы.

Как понять бытие?

1. Понятие бытия — Бытие — это фундаментальная категория философского дискурса, которая фиксирует основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). Понятие «бытие» концептуализирует наличие предметов и явлений, а не содержательный их аспект и может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них смысловыми оттенками.

  1. Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность).
  2. В системе философского знания (см.
  3. Философия ) бытие выступает предметом онтологии (см.
  4. Онтология ) и противоположно понятию ничто (см. Ничто ).
  5. В теории познания (см.
  6. Гносеология ) бытие рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

В обыденном употреблении понятие о бытии частично совпадает с понятиями универсума, космоса, вселенной, мира, природы, жизни. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть, отмечаются в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов.

  1. Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в отличие от кажимого) бытия и его осмысление (или участие в нём).
  2. Наукообразная философия идёт по пути определения понятия бытия и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы бытия как объективного существования.

«Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такое сущее» (Аристотель, «Метафизика» VII, 1). В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует вопрос о бытии, его связи с познанием, с природой (физика) и смыслом человеческого существования (этика), определяется общая ориентация данного направления.

  • В разные культурно-исторические эпохи формировался особый язык для выражения разных определений бытия.
  • Понятия «сущее» , «сущность» , «существование» , «субстанция» (см.
  • Субстанция ) производны от «бытия» и представляют собой его различные аспекты.
  • Но при этом существовали и устойчивые традиции.
  • Так, античная философия, особенно учения Платона и Аристотеля, на многие столетия определила общий характер и способы членения самого понятия бытия.

Так, классифицирующий анализ бытия у Аристотеля до настоящего времени служит примером для всякого наукообразного подхода к бытию. Этот подход оказался определяющим для философии не только эпохи эллинизма и Средних веков (о понятии бытия в арабо-мусульманской философии), но сохранился вплоть до XVII и начала XVIII века.

  • Пересмотр античной традиции, наметившийся уже в первые века христианства, но не приведший тогда к созданию альтернативной онтологии, в преддверии Нового времени происходил главным образом по двум линиям.
  • С одной стороны, он был подготовлен номинализмом XIII–XIV веков, расширен английским эмпиризмом XVII–XVIII веков и получил завершение в трансцендентальном идеализме И.

Канта. С другой стороны, принципы не только средневекового, но и античного мышления пересматривались в немецкой мистике (начиная с М. Экхарта и заканчивая эпохой Реформации), а также в пантеистических и близких к пантеизму течениях философии XV–XVII веков, нередко связанных с мистикой и герметизмом — Н.

Как марксисты характеризуют материю?

Материя — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.

Что такое материализм и идеализм?

В чем суть материализма и идеализма — Как было указано выше, материализм в корне отличается от идеализма в вопросе о том, что первично: бытие или сознание, материя или мышление. Поясним. Материалисты убеждены, что материальное первично и объективно, в то время как сознание, мышление, духовное – суть производное этой формы бытия.

  • Сознание зависит от материального и подчинено ему.
  • В противовес этому, идеалистическая направленность признает первичность мышления, сознания, идеи.
  • Все материальное, все существующее явилось порождением, продуктом сознания, и, таким образом, внешний мир – суть отражение внутреннего.
  • Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений.

В обоих направлениях вопрос отношения мышления к бытию отличается в ряде моментов, и о них стоит поговорить отдельно. Поскольку к данной теме неприменим строго научный принцип опровергаемости ( фальсифицируемости ), т.е. невозможно однозначно доказать или подтвердить одну из теорий и опровергнуть противоположную, сам вопрос тоже остается открытым.

Что такое сознание каково его значение для человека?

Созна́ние — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма , а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события . Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле .

Так, например, с точки зрения теории отражения сознание в широком смысле — « психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном», а в узком смысле — «высшая, свойственная только людям и связанная со способностью объяснить мысли функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролем поведения человека за счёт рефлексии» .

В Большом энциклопедическом словаре (2000) сознание определяется как «высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности». Проблема того, чем же является сознание, каковы его рамки и в чём же смысл существования данного термина, выступает предметом исследования философии сознания , психологии , дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта .

Что такое материализм и идеализм?

В чем суть материализма и идеализма — Как было указано выше, материализм в корне отличается от идеализма в вопросе о том, что первично: бытие или сознание, материя или мышление. Поясним. Материалисты убеждены, что материальное первично и объективно, в то время как сознание, мышление, духовное – суть производное этой формы бытия.

  • Сознание зависит от материального и подчинено ему.
  • В противовес этому, идеалистическая направленность признает первичность мышления, сознания, идеи.
  • Все материальное, все существующее явилось порождением, продуктом сознания, и, таким образом, внешний мир – суть отражение внутреннего.
  • Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений.

В обоих направлениях вопрос отношения мышления к бытию отличается в ряде моментов, и о них стоит поговорить отдельно. Поскольку к данной теме неприменим строго научный принцип опровергаемости ( фальсифицируемости ), т.е. невозможно однозначно доказать или подтвердить одну из теорий и опровергнуть противоположную, сам вопрос тоже остается открытым.

Что такое материя Википедия?

У этого термина существуют и другие значения, см. Материя . Мате́рия (от лат. materia «вещество») — физическое вещество , в отличие от психического и духовного . В классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства.

В каком веке возникла философия?

Функции философии — Каковы же функции философии в сложном комплексе культуры? Прежде всего философская мысль выявляет основополагающие идеи, представления, схемы действия и др. , на которых базируется общественно-историческая жизнь людей. Их характеризуют как наиболее общие формы человеческого опыта, — или универсалии культуры.

  1. Важное место среди них занимают категории — понятия, отражающие самые общие градации вещей, типы их свойств, отношений.
  2. В своей совокупности они образуют сложную, разветвленную систему взаимосвязей (концептуальные «сетки»), задающих возможные формы, способы действия человеческого ума.
  3. Такие понятия (вещь, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура и др.) приложимы к любым явлениям или, по крайней мере, к обширному кругу явлений (природа, общество и др.).

Например, ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись без понятия причины. Подобные понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Потому их и относят к предельным основаниям, универсальным формам (или «условиям возможности» культуры).

Классическая мысль от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с учением о категориях. Эта тематика не утратила своего значения и сейчас. В схеме «ромашка» сердцевина соответствует общему понятийному аппарату философии — системе категорий. На деле, в действии — это весьма подвижная система связей базовых понятий, применение которых подчиняется своей логике, регулируется четкими правилами.

Исследование и освоение категорий, пожалуй, по праву называют в наше время «философской грамматикой» (Л. Витгенштейн). Многие века философы считали категории вечными формами «чистого» разума. Культурологический подход выявил иную картину: категории формируются исторически по мере развития человеческого мышления и воплощаются в структурах речи, в работе языка.

  1. Обращаясь к языку как культурно-историческому образованию, анализируя формы высказываний и действий людей, философы выявляют наиболее общие («предельные») основания речевого мышления и практики и их своеобразие в разных типах языков и культур.
  2. В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии.

Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии — онтологию (от греч. on (ontos) — сущее и logos — слово, понятие, учение). Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека — практические, познавательные и ценностные.