Что Такое Бог У Аристотеля?

Что Такое Бог У Аристотеля
— Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Биография Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире (Фракия). Отец Аристотеля — Никомах — был представителем рода Асклепидов, в котором врачебное искусство было наследственным.

  1. В 15 лет Аристотель осиротел.
  2. Когда философу исполнилось 17 лет, он переезжает в Афины, чтобы стать учеником Платоновской Академии, где и проводит последующие 20 лет жизни.
  3. Высказываются различные предположения о причинах его отъезда: одни говорят о том, что философ не был избран преемником Платона , другие упоминают войну между македонцами и афинянами, которая началась в 359 г.

Но фактом остается то, что вместе с Ксенократом Аристотель переезжает в Ассису и женится там на Пифиаде, приемной дочери тирана Гермия. У них рождается дочь — Пифиада младшая. Правитель Гермий был не только тестем, но и учеником философа. После смерти своей жены Пифиады Аристотель живет с Герпилис; у них рождется сын Никомах, которому философ адресует трактат по этике («Никомахова этика»).

В 343 г. до н.э. Филипп Македонский приглашает Аристотеля стать наставником тринадцатилетнего сына Филиппа — Александра. После вошествия Александра на престол (336 г. до н.э.) Аристотель возвращается в Афины. В 335 г. до н.э. Аристотель основывает философскую школу, Ликей. Школа называлась перипатетической, поскольку Аристотель обычно проводил занятия, прогуливаясь со своими учениками(«перипатео» по-древнегречески — «прогуливаться»).

Возглавляет школу на протяжении 12 лет. Смерть Александра усилила ненависть афинян к македонцам. Обвиненный в безбожии, Аристотель был вынужден переселиться в Халкиду на о. Эвбея, «чтобы афиняне еще раз не погрешили против философии», где и умер в 62 года.

  • Главные произведения Трактаты по логике — «Органон» («Категории», «Аналитика», «Топика» и др.), «Риторика», «Физика», «Метафизика», «О душе», «Никомахова этика», «Большая этика», «Политика» и «Поэтика».
  • Основные идеи О философии Аристотель различает первую и вторую философии.
  • Первая философия, или метафизика, относится ко всему тому, что пребывает над природой.

Физика, или природа, составляет вторую философию. Природа не совпадает с сущим, так как сущее стоит выше природы. Предмет первой философии — «сущее как таковое». Она изучает в общем причины и начала всего сущего. Аристотель называет эти причины высшими, а начала первыми.

О причинах Рассматривая «сущее как таковое» в аспекте его причин, Аристотель выделяет четыре первоначала или высшие причины: форму, материю, начало движения (движущую причину) и цель. Эти четыре начала определяются исходя из более общих понятий возможности и действительности, двух основных состояний сущего.

Материя и начало движения выражают понятие возможности, а форма и цель — понятие действительности. О Боге Бог Аристотеля — философский Бог. Аристотель не пантеист, у него Бог не растворяется в природе. И хотя Аристотель говорит о Боге, что «Бог — живое существо» и что жизнь, бесспорно присуща ему, но под жизнью Бога Аристотель понимает исключительно деятельность его разума — божественное мышление.

Почему Аристотель считает силой Перводвигателем Бога?

Перводвигатель ( греч. τὸ πρῶτον κινοῦν , лат. primum movens , букв. — «первое движущее») — центральное понятие космологии Аристотеля . Его учение о перводвигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом и к метафизическим вопросам в частности.

  1. При помощи понятия «перводвигатель» Аристотель стремился объяснить, обосновать вечность мира и целесообразность природы.
  2. В своей «Физике» (8-я книга) понятие перводвигателя постулируется им в связи с анализом процесса движения: так как все движущееся-движимое (это понятие на греческом языке заключает в себе оба значения) движимо чем-то, а бесконечная последовательность движущее-движимое невозможна, то возникает необходимость в существовании «первого движущего», самого по себе абсолютно неподвижного .

«Первое движимое» у Аристотеля — это сфера неподвижных звезд, соотносительное с ним «первое движущее» находится по ту сторону периферии космоса и не имеет какой-либо определенной величины. Основное противоречие учения о перводвигателе заключается в том, что его существование идет вразрез с аристотелевским пониманием природы как «содержащей источник движения в самой себе» и его же учением об имманентности элементам их «естественного движения».

Так, Аристотель в своем трактате «О небе» хотя и упоминал перводвигатель (с.288, строка 27), однако все же объяснял круговращение неба исключительно как естественное свойство эфира — «пятой субстанции» . В аристотелевской «Метафизике» (12-я книга) перводвигатель выступает в роли трансцендентного «бога» и ценностного «начала», от которого «зависят вселенная и природа».

Он и есть та «действительность», необходимо предполагаемая переходом от потенции (возможности) к акту (действию), в этом случае — общемировым становлением и движением, и преобразующая косную материю в энтелехиальный космос. Как энергия и чистая форма ( эйдос ) он не имеет всякой потенциальности и материальности и потому есть ум (ноос), а так как нематериальность предполагает у него отсутствие «частей» и исключает для него всякую множественность, то он может мыслить только самого себя и в этом самомышлении и состоит его вечная и блаженная жизнь «бога» (с.1072, строка 24).

Зачем Платону Бог?

Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение.2017. Вып.73.С.95-105 Волкова Надежда Павловна, канд. филос. наук, науч. сотр. Института философии РАН Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д.12, стр.1 go2nadya@gmail. com Бог-ум в философской теологии Платона, Аристотеля и Плотина* Н.П.

Волкова В статье дается обзор основных этапов формирования философской теологии у Платона, Аристотеля и Плотина, а также ее центрального понятия — Бога-ума. Показано, во-первых, что Платон первым сформулировал понятие единого всеблагого Бога, противопоставив его богам традиционной мифологии. Рассказывая об устроении мира в диалоге «Тимей», Платон представляет Бога как ремесленника, Демиурга, который устраивает Мировую душу и материю с помощью числа.

Бог — ум потому, что взирает на умопостигаемую парадигму и творит космос как ее подобие. Во-вторых, показано, что форму строгого теоретического знания теологии придал Аристотель. Бог как предмет теологии является наилучшей деятельностью — мышлением. В-третьих, показано, что Плотин, продолжая линию Платона и Аристотеля, придал философской теологии новый, намного более личный характер.

  1. Теология для Плотина не только точное доказательное знание о всеблагом Боге, но и личный опыт соединения с Ним.
  2. Отдельное внимание в статье уделено трактовке Плотином платоновского Демиурга.
  3. Показано, что Плотин первым из платоников соединил два аспекта божественного, а именно Демиурга-творца и умопостигаемую парадигму в единую ипостась Ума.

Главным основанием для этого утверждения служила необходимость постулировать единство ума и умопостигаемого предмета как необходимого условия возможности всякого познания. Ум в системе Плотина оказывается принципиально двойственным, содержащим в себе два аспекта — мыслящее и умопостигаемое.

В результате вместо характерного для предшествующей традиции представления о двух богах, один из которых выступает в роли умопостигаемой парадигмы мира, а другой — в роли созерцающего эту парадигму Ума, Плотин разрабатывает учение о едином божественном Уме-Демиурге, сочетающем в себе оба эти аспекта.

Идея о том, что Бог именно Ум, прошла через всю историю античной мысли. Впервые отчетливо эту мысль сформулировал Ксенофан Колофонский. Диоген Лаэртий так передает учение Ксенофана о Боге: «Сущность Бога шарообразна и ничуть не схожа с человеком: он весь целиком видит и весь целиком слышит, но не дышит, и всецело — сознание (уоОс;), разум (фрбупои;) и вечен»1.

  1. Тимон из Флиунта, по свидетельству того же Диогена, называет Ксенофана «бичевате- * Статья подготовлена при финансовой поддержке фонда РФФИ (грант № 15-03-00211 «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность»).1 Фрагменты ранних греческих философов.
  2. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / А.В.

Лебедев, изд.М. , 1989.С.142. лем гомерообмана». Таким образом, уже на самом раннем этапе возникновения греческой философии античные мыслители сознавали необходимость создания новой философской теологии, отличной от традиционной, гомеровской, в центре которой находился бы Бог-ум.

Читайте также:  Как Называют Удачу?

Что такое Душа по Аристотелю?

«О ДУШЕ» (Περὶ ψυχῆς, лат. De anima) – трактат Аристотеля , впервые систематически излагающий учение о душе (психологию); датируется ок.334 до н.э. (т.н.2-й афинский период – время преподавания в Ликее). Наука о душе, по Аристотелю, относится к теоретическим наукам и примыкает к физике и биологии (отсюда – предпочтение вопросам психофизиологии и характерное отсутствие этической проблематики); в трактате «О возникновении животных» имеются упоминания об «О душе» как уже написанном сочинении (736а 37, 779b 23, 786b 25, 788b 2).

  1. Однако если исходить из намеченной в 12 кн.
  2. «Метафизики» иерархии сущностей (от неживых тел к телам природным, растениям, животным, людям и богам), то психология в системе философии Аристотеля оказывается связующим звеном между физикой и первой философией (основа для позднейшей неоплатонической интерпретации).

Трактат состоит из трех книг, в первой из которых дается критический обзор мнений предшественников Аристотеля на природу души (псюхе), а в остальных двух излагается его собственное учение. Как и все сохранившиеся произведения, «О душе» относится к эзотерическим (внутришкольным) сочинениям Аристотеля; четкая структура произведения позволяет считать дошедший до нас текст в основном подготовленным самим Аристотелем, однако не до конца, о чем говорит фрагментарный характер кн.

  • III. В соответствии с заявленным планом (De an.
  • I 1, 402а) Аристотель предполагает рассмотреть природу души (этому посвящена критическая кн.
  • I и первые главы кн.
  • II), затем – все ее привходящие свойства, из которых одни свойственны только душе (таков ум; см.
  • отдельные главы кн.
  • III), а другие – душе вместе с телом, таковы все душевные свойства (о них – кн.

II и почти вся кн. III), отчего сама душа получает определение как энтелехия тела. Кн. I: общее введение с обоснованием темы исследования и указанием одновременно важности и сложности предмета (гл.1); Аристотель указывает на связь научной (описательной) психологии (τῆς ψυχῆς ἱστορία) с физикой (402а 5), а также на специфику души как одновременно предмета и орудия познания; в отличие от математика и философа (представителей двух других теоретических наук) физик-психолог не может изучать свой предмет абстрактно: изучаемые им состояния души (πάθη) «неотделимы от природной материи живых существ», они есть «смыслы, связанные с материей» (λόγοι ἔνυλοι).

Основное содержание книги – критика ранних теорий души, от досократиков до Платона. Главные возражения Аристотеля: душа не может быть ни тонкой телесной субстанцией (против древних натурфилософов), ни бестелесной субстанцией (против Платона), ибо она вообще не есть самостоятельная субстанция, ни гармонией (против пифагорейцев).

Будучи источником движения (жизни) и познания, душа не должна мыслиться отдельно от движимого ею тела, без которого она не может быть ни реальным принципом жизни, ни познания. Кн. II. Аристотель дает собственное определение души как «первой энтелехии естественного тела» (в отличие от искусственного), «обладающего органами» (органы ощущающей души – пять органов чувств, органы растительной души – внутренние органы тела, благодаря которым возможны рост, питание и порождение) (412а 27 – b 6).

Каковы взгляды Аристотеля на рабство?

По Аристотелю рабство существует по природе и только по природе и одни люди всюду рабы, даже если они свободны по закону, а другие никогда таковыми не бывают, даже если они обращены в рабство.

Что значит слово нус?

Нус ( др. -греч. νοῦς — мысль, разум, ум), или Ум, одна из основных категорий античной философии ; обобщение всех смысловых, ра́зумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке. В древнегреческой натурфилософии (VI—V вв. до н.э.) Нус тесно связан с чувственно-материальным космосом.

  1. Нус здесь — движущая протосила, дающая происхождение космосу со всеми его явлениями.
  2. Например, по Демокриту , Нус есть «бог в шаровидном огне»; по Эпихарму , солнце есть «всецело Нус»; по Архелаю , «бог есть воздух и Нус», и т.п.
  3. С классического периода (V—IV вв.
  4. до н.э.) Нус начинает пониматься как абстрактный движущий принцип мирового порядка.

Со времени Средней Стои (стоического платонизма , II—I вв. до н.э.) Нус — уже полностью отвлеченная и самотождественная демиургическая ипостась бытия . Наибольшую ясность представление о Нусе получило у Анаксагора , Аристотеля , в стоицизме и неоплатонизме ; в последнем понятие Нуса получило наивысшее, заключительное развитие.

Как зовут Бога знаний?

У этого термина существуют и другие значения, см. Тот (значения) .

Тот

/td> Мифология Древний Египет Местность Древний Египет Греческое написание Θόουτ Пол мужской Занятие бог мудрости, знаний, письма, Луны и магии Отец нет Мать нет (либо Хатхор ) Супруга Маат Характерные черты голова ибиса или павиана Атрибуты палетка Происхождение Гермополис В иных культурах Гермес Медиафайлы на Викискладе

Тот (иначе Теут , Тут , Туут , Тоут , Техути , Джехути др. -греч. Θώθ , Θόουτ от егип. ḏḥwty , возможно произносится ḏiḥautī ) — древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны , покровитель библиотек, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка.

Является одним из самых ранних египетских богов . Основным центром его почитания был Шмун, или Эшмунен ( Гермополь Великий). Он изображался, как правило, в виде человека с головой ибиса , в руках он держал посох и анх . Однако кроме этого варианта было множество других вариантов его изображения. Священными животными Тота были павиан и ибис .

Считается, что Маат была женским дополнением Тота .

В чем мудрость Сократа который себя мудрым не считал?

Сократ
др. -греч. Σωκράτης
Римская копия бюста Сократа работы Лисиппа . Лувр , Париж
Дата рождения около 469 года до н.э.
Место рождения Афины
Дата смерти около 399 года до н.э. (70 лет)
Место смерти Афины
Страна Афины
Школа/традиция классическая греческая философия , сократическая
Основные интересы эпистемология , этика
Оказавшие влияние досократики , софисты
Испытавшие влияние Платон , Ксенофонт , Аристотель , сократические школы , стоики и др.
Цитаты в Викицитатнике
Медиафайлы на Викискладе

Сокра́т ( др. -греч. Σωκράτης ; около 469 года до н.э. , Афины — 399 год до н.э. , там же) — древнегреческий философ . Его учение разделило древнегреческую философию на « досократический » и «сократовский» периоды. В отличие от предшественников, которых интересовали вопросы сотворения космоса и всего сущего, Сократ стал изучать внутренний мир человека.

  1. С Сократом и его учением связаны разнообразные парадоксы.
  2. Один из них состоит в том, что нашим современникам ничего достоверно не известно о деталях учения Сократа.
  3. В то же время не вызывает сомнения «разворот» направления развития философии, который связан с именем Сократа.
  4. Согласно античной традиции, переломным моментом в жизни Сократа стало пророчество дельфийской пифии .

Жрица Аполлона «передала слова бога», что самым умным среди людей является Сократ.

Кто приснился Сократу в виде лебедя?

Античная история —

  • Агаристе приснилось, что она родила льва , и через несколько дней она родила Перикла .
  • Сны родителей Александра Македонского :
    • Олимпиаде за день до свадьбы, по преданию, приснилось, что вокруг неё шумит грозная буря, яркая молния ударяет ей во чрево, из него блеснул яркий огонь, пожирающее пламя которого широко распространилось и затем исчезло .
    • когда Филиппу II , спустя некоторое время после свадьбы приснилось, что он запечатал чрево своей жены Олимпиады печатью, на которой был вырезан лев, — «все предсказатели истолковывали этот сон в том смысле, что Филиппу следует строже охранять свои супружеские права, но Аристандр Телмесский сказал, что Олимпиада беременна, ибо ничего пустого не запечатывают, и что беременна она сыном, который будет обладать отважным, львиным характером» .
  • В Талмуде приведен рассказ о сне Александра Македонского, который повторялся перед важнейшими битвами. Ему являлся старец, его благословлявший на победу. Когда Алексндр Македонский достиг Иерусалима, то во встретившем его Шимоне Праведном он узнал старца из своего сна.
  • «Говорят, что, когда Сократ собирался принять к себе Платона , ему приснилось, будто на коленях у него сидит лебедь без крыльев, а потом вдруг у лебедя прорезаются крылья и он взлетает ввысь со звонким криком, чаруя слух каждому: так была предвозвещена будущая слава Платона» .
  • Сон Цезаря , о котором рассказывает Светоний : Цезарю приснилось, будто он насилует свою мать, что его очень смутило. «Толкователи ещё больше возбудили его надежды, заявив, что сон предвещает ему власть над всем миром, так как мать, которую он видел под собой, есть не что иное, как земля, почитаемая родительницей всего живого» . Как известно, его честолюбивые надежды осуществились.
  • Сон Калигулы накануне его убийства: императору приснилось, что он стоит перед небесным троном Юпитера , и тот пинком правой ноги внезапно сбрасывает его обратно на землю (Светоний).
  • «Сон Сципиона » в труде Цицерона (См. Макробий ), ( Dream of Scipio ) , ср. также с « Геркулес на распутье »

Кто обладает душой по Аристотелю?

Рассматривая живые существа, Аристотель и к ним подходит с точки зрения соотношения материи и формы. Если форма везде играет роль движущего начала, то душа, естественно, оказывается формой, а тело – «материей» органического существа. Более точно Аристотель определил душу как «первую энтелехию органического тела» (О душе, II, 1, 412 b), т.е.

жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы. Аристотель. Иллюстрированная биография Соответственно своим функциям, душа делится на три рода. Функции питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу.

Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души – она принадлежит только человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых – могут.

Мало занимаясь растениями, Аристотель гораздо больше пишет о животных. Тело животного, считает он, составлено из мелких частиц – гомеомерий (отличие их от атомов Демокрита в том, что гомеомерии могут бесконечно делиться). Особое значение имеют массы «мяса», выступающие, по Аристотелю, в качестве носителей ощущений, – нервы были ему еще неизвестны.

Непосредственным носителем жизни – «души» – является «пневма», источник жизненной теплоты, тело, родственное эфиру и переходящее в тело ребенка из отцовского семени. Орган – носитель пневмы есть сердце, в котором из питательных веществ, доставляемых через жилы, вываривается кровь.

Важное место в учении о животных занимает их классификация, описание развития эмбриона, различных способов зарождения животных, включая самозарождения, и прочее. Человек, занимающий высшее место в природе, согласно Аристотелю, отличается от других животных наличием разума (разумной души). И структура его души, и строение тела соответствуют этому более высокому положению.

Оно сказывается в прямохождении, наличии органов труда и речи, в наибольшем отношении объема мозга к телу, в обилии «жизненной теплоты» и т.д. Познание выступает деятельностью ощущающей и разумной души человека. По мнению Аристотеля, ощущение или восприятие – это изменение, которое производится воспринимаемым телом в душе через посредство тела воспринимающего.

Воспринимается только форма предмета, а не его материя, так на воске воспроизводится отпечаток формы перстня, тогда как воск остается воском, а перстень – перстнем. Отдельное чувство воспринимает только единичное, и всякое такое восприятие истинно. Общие же качества, считает Аристотель, воспринимаются уже не отдельным чувством, но всеми ими.

«Общее чувство», возникающее в результате их взаимодействия, уже не простая сумма единичных восприятий, а особым образом организованное душевное действие, с помощью которого можно сравнивать и различать отдельные восприятия, соотносить восприятия и их предметы, осознавать отношение восприятия к субъекту, т.

Какие 3 части души выделил Аристотель?

Содержание — В 1-й книге, по своему обыкновению, Аристотель рассматривает мнения о душе, собранные предшественниками ( Анаксагор , Демокрит , пифагорейцы , Платон , Фалес и Эмпедокл ). Признавая душу принципом движения, Аристотель рассматривает само движение , которое бывает четырёх видов: перемещение, превращение, убывание, возрастание.

Во 2-й книге, рассматривая природу души, Аристотель затрагивает метафизические вопросы. Так он проговаривает определения сущности, материи, формы и энтелехии . Так сущность ( греч. οὐσία ) мыслится родом сущего, которая может отождествляться с материей ( греч. ὕλη ), формой ( греч. μορφὴ ) или их единством.

Отсюда он дает определение души как формы и энтелехии тела ( греч. σώματος ἐντελέχεια ). У души есть три способности: к росту, к ощущению и к размышлению. Исходя из наличия этих способностей различают души растений, животных или людей. В 3-й книге Аристотель утверждает наличие пяти чувств ( греч.

Как согласно Аристотелю соотносятся ум и душа?

Философские термины-Бог Аристотеля

Душа остаётся в связи с умом через него с абсолютом, а тело стремится к материи и небытию. Душа в соединении с телом делится на собственно душу и на так называемую природу мира.

Что доказал Аристотель?

Аристотель кроме того первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз. Его сочинение «Метеорологика» явилось одной из первых работ по физической географии. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранилось вплоть до Коперника.

Кто критиковал Аристотеля?

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР.7. ФИЛОСОФИЯ.2016. № 5 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ И.А. Патронников* КРИТИКА ПЛОТИНОМ АРИСТОТЕЛЕВСКОЙ ТРАКТОВКИ КАТЕГОРИИ СУЩНОСТИ В статье анализируется центральный аспект плотиновской критики учения Аристотеля о категориях — его критика аристотелевской трактовки сущности.

  1. Его аргументы на этот счет делятся на две группы: аргументы, исходящие из традиционных платонических допущений, и аргументы, призванные продемонстрировать непоследовательность построений самого Аристотеля.
  2. Первые предсказуемо исходят из постулата об онтологическом приоритете универсального перед единичным.

Вторые, в свою очередь, показывают, что два критерия, которым должна удовлетворять аристотелевская первая сущность (быть вот этим, т.е. единичной вещью, и быть независимой от других объектов) не могут выполняться одновременно. По логике Плотина, единичная вещь зависит от своей формы, что находится в согласии с аристотелевским принципом о первенстве актуального перед потенциальным; по этой причине, она не отвечает второму критерию.

  1. Таким образом, онтология единичных объектов, содержащаяся в «Категориях» и «Метафизике», оказывается под вопросом.
  2. Ключевые слова: онтология, история философии, Античность, категории, Аристотель, Плотин, Платон, Эннеады, первая сущность.I.A.
  3. Pat ro nniko v.
  4. Plotinus’ critique of Aristotle’s account of the category of substance The paper is concerned with Plotinus’ critique of Aristotle’s account of the category of substance.

All the arguments that he proposes against it could be divided into two classes: the arguments based on standard platonic assumptions and the arguments aimed to demonstrate the incoherence of Aristotle’s thought. The arguments of the first class start off from the premise that universal properties hold ontological priority over particular ones.

  1. The second class of argument demonstrates that the properties which an object should hold in order to be called a primary substance (to be a particular, this object and to be independent from other objects) cannot be held simultaneously.
  2. According to Plotinus, the particular is dependent on its form, eidos, which seems to be in agreement with Aristotle’s principle of priority of actuality over potency.

If this argument is solid, a particular doesn’t fulfill the second condition (to be independent from other objects), and the ontology of the Categories and the Metaphysics thus becomes open to objections. Key words: ontology, history of philosophy, Antiquity, categories, Aristotle, Plotinus, Plato, Enneads, primary substance.

  1. * Патронников Илья Андреевич — аспирант кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М.В.
  2. Ломоносова, тел.
  3. : 8 (915) 392-47-36; e-mail: patrilya@gmail.
  4. com Основная задача, которой посвящена настоящая статья, состоит в анализе плотиновской критики учения Аристотеля о категориях.

Плотин уделяет ей достаточно много места: три первых трактата шестой Эннеады (VI.1—VI.3), имеющие заглавие «О родах сущего» («Peri ton genon tou ontos»), целиком посвящены проблеме категорий.

В чем заключается философия Аристотеля?

Философия Аристотеля и учение Платона — Подробнее — см. в статьях Философия Платона и Аристотеля , Платон и Аристотель – сравнение , Критика Платона Аристотелем Непосредственным предшественником философии Аристотеля было учение Платона , однако их сразу разделило важнейшее теоретическое отличие.

  1. По системе Платона, общие понятия нашего сознания (идеи) имеют самостоятельное существование вне призрачного мира материальных вещей.
  2. По Аристотелю же, идеи неотделимы от вещей и имеют свое бытие в них.
  3. Аристотель полагает, что идея и реальное явление существуют не отдельно друг от друга, а в неразрывном сочетании.

Идея – только форма, дающая материи смысл . Согласно философии Платона, источник истинного знания – в воспоминаниях о мире идей , который душа созерцала до своего «телесного рождения» . Но Аристотель считает, что никакого особого мира идей нет, и в начале жизни душа подобна чистой вощёной дощечке для письма (tabula rasa), на которой ещё ничего не начертано. Рафаэль. Афинская школа, 1509. В центре изображены Платон и Аристотель Источник изображения В соответствии со всеми этими взглядами, эмпирическое исследование, маловажное для Платона, делается у Аристотеля краеугольной основой философии. Платон считает путем к истинному знанию диалектику понятий , Аристотель – рациональную логику .

Что такое душа с точки зрения психологии?

В философии и психологии обычно душа понимается как нематериальная сущность человека, сопряженная с его индивидуальностью; в богословии же она рассматривается как бессмертная часть человека, пронизанная Божественным духом.

Что такое душа по Платону?

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами. — Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan. ru/plus посмотреть все уроки Что Такое Бог У Аристотеля Автор урока Виктор Горбатов Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике текст • 5 мин -> 🙌 По Платону человек состоит из двух совершенно разных начал — его телесное начало является материальным, а душа человека является эйдосом. 🧍‍♂️ Тело состоит из множества частиц, оно всю жизнь изменяется, хрупко и как только душа покидает тело, оно начинает разлагаться. 🌟 Душа есть эйдос — нематериальная, вечная и неуничтожимая сущность. Она не имеет частей и существовала еще до рождения тела. 🔎 Суть философских занятий — внимание к своей душе. Платон подчеркивает, как важно человеку заботиться о своей душе. «Неосознанная жизнь не стоит быть прожитой» — эти слова принадлежат Сократу. Вслед за ним Платон видит главной задачей человеческой жизни не просто выжить, прожить какую-нибудь биографию, а прожить жизнь осознанно. Внимание к своей душе, к той части человека, которая противоположна материальному началу, для Платона составляет всю суть философских занятий. ✨ Вырваться из плена материального существования. Если мы присмотримся, то заметим, что противопоставление души и тела тоже условно, потому что душа и тело очень тесно связаны. Но мы можем понять, почему для Платона важнее их противопоставить, чем соединить. Он искренне желает помочь людям вырваться из плена своего обыденного материального существования, открыть глаза души. Согласно Платону душа — это то единственное в человеке, о чем имеет смысл всю жизнь заботится. 😍 Прекрасная душа в прекрасном теле. Нельзя сказать, что Платон презирал тело. В работах Платона мы часто встречаем понятие «калокагатия». Это слово составлено из двух греческих корней: «калон» означает «прекрасное» — это понятие применительно к телу, «агатон» означает «доброе» — это моральное понятие, которое применимо к душе. Калокагатия — гармония души и тела. Платон воспевает прекрасную душу в прекрасном теле и считает ее вершиной человеческого существования. Читать Закрыть -> текст • 5 мин ->

Какие свойства и функции имеет душа?

«Аристотелевская физика исследует не только структуру физического мира, но и неразумные и разумные существа. Творениям с душой и разумом Аристотель посвящает множество трактатов, самый оригинальный среди которых — трактат «О душе». Одушевлённые существа отличаются от неодушевлённых тем, что обладают витальным началом — душой.

  • Что же «такое душа? Отвечая на этот вопрос, Аристотель вписывает её в метафизику гилеморфизма.
  • Все вещи суть сплав материи и формы: потенциальна материя, а форма — активная энтелехия.
  • Для живых существ это означает, что тело есть потенциальный субстрат, форма как актуализация жизни дана в виде души.
  • «Следует считать душу существенной формой физического тела, имеющего жизнь в потенции, а субстанция как форма есть энтелехия.

Душа, следовательно, есть первая энтелехия физического тела, потенциально обладающего Жизнью». Так Аристотель дал душе определение, на многие века ставшее хрестоматийным. Витальные феномены предполагают наличие некоторого набора постоянных операций. Так, душа как витальное начало имеет способности, функции и ответственные за разные действия части.

  1. Основные функции бывают вегетативного свойства (рождение, питание и рост), чувственно-моторного характера (ощущение и движение), интеллектуального свойства (познание, установка, выбор).
  2. В соответствии с делением функций душа, по Аристотелю , имеет три части: 1) вегетативную, 2) чувственную и 3) рациональную.

У растений есть только вегетативная часть души, животные имеют растительную и чувственно-животную душу. У людей есть все три части. Для обладания разумной душой необходимо иметь животную и растительную части. Однако растительной частью можно обладать и без прочих двух.

  1. Самое простое начало жизни, регулирующее биологическую активность, — это растительная душа.
  2. Аристотель существенно корректирует натуралистов, полагая, что причиной роста не могут быть : ни огонь, ни тепло, ни материя вообще как таковые.
  3. Правило, несущее пропорции роста в процессе развития организма, — это душа.

Так же обстоит дело с питанием, которое не есть механическая игра подобных или разнородных элементов. Питание — это ассимиляция неподобного при участии души и ею производимого тепла. Душа нуждается в особой опеке и совершенствовании. Эту способность к самоочищению Аристотель называет дианоэтической добродетелью.

  • Сторону души, обращённую к меняющейся реальности, он называет искушённостью — phronesis, а занятую вечным и божественным — sophia, софийной мудростью.
  • Практически ориентированная рассудительность устанавливает, в чём состоит благо и в чем — зло для человека.
  • Мудрость как софия служит источником знания о самой высокой реальности, этим занята метафизика.

Именно на пути самосовершенствования у человека появляется возможность стать подлинно счастливым, на грани с божественным. Интенсивное самоуглубление даёт эффект самодостаточности, ибо теоретическая деятельность разума не имеет другой цели, кроме самой себя, т.е.

Что такое душа Википедия?

Anima) — согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу.