Об обществе и государстве. — Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов».
- Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.
- По Аристотелю, человек — политическое существо, т.е.
- социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства).
Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети.
Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества.
По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя» Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам.
Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды.
Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству.
- Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.
- Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни.
- Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, — совершенность государства.
При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
В чем смысл философии Аристотеля?
Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии.
Что является реальностью по Аристотелю?
Лекция 6: Аристотель – Метафизика (Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь ) Но вернемся к нашему Аристотелю. Итак, мы добрались до самого сердца его философии – до метафизики. Напомню, что в современной философии «метафизика» — это тот раздел, который интересуется вопросами реальности, и пытается дать ответ на вопросы «что существует на самом деле?» и «из чего все состоит?» Однако изначально наименование «Метафизика» было дано работам Аристотеля, следовавшим сразу после его работ по «физике», или науке о природе.
- «Мета» по-гречески означает «сверх» или «после», и, таким образом, книги, шедшие по порядку «после физики» были буквально так и названы – «мета физика».
- Вероятнее всего сделал это не сам Аристотель, а либо один из его последователей, либо, что еще более вероятно, один из средневековых писарей, редактировавший работы философа.
Формально сам Аристотель говорит в начале первой книги, что данного сочинения – уяснить первые причины, стоящие «над» бытием, ибо только поняв самые первые и основные причины можно считать себя владеющими подлинным «знанием». Немалое место «Метафизики» занимает критика философии Платона, от которой Аристотель считает своим долгом решительно обособиться.
- В частности, критикуется основа платонизма – учение об «идеях», или «эйдосах» .
- Прежде, чем мы поговорим о том, почему Аристотель критикует учение об «идеях», нам следует отметить, что это разделение между ними будет ключевым для всей последующей истории философии.
- Отметим основную разницу: Платон своим учением об «идеях» заложил фундамент идеализма, то есть учения о том, что помимо физической реальности существует и отдельная, идеальная реальность, и именно эта идеальная, НЕ-ФИЗИЧЕСКАЯ реальность и является основной.
Аристотель наоборот, критикует идеализм Платона, и, тем самым, закладывает фундамент эмпирицизма, из которого и выросла современная наука. Итак, в чем же Аристотель видит проблему с «идеями» Платона? В «Метафизике» он указывает на пять таких проблем: 1.
- «Идеи» Платона с точки зрения Аристотеля бесполезны – они не имеют никакого практического значения, ничего не добавляют и не убавляют от нашего знания реальности.
- В результате изобретается ненужная, дополнительная форма реальности, которая увеличивает, а не уменьшает число объектов, требующих понимания.2.
Неизменяемые «идеи» Платона не в состоянии помочь в объяснении изменения или движения реально наблюдаемых объектов вокруг нас. Однако мы испытываем эти изменения, и они должны иметь объяснение.3. Если «идеи» отделены от вещей, то они никак не могут являться их «сущностью» или «субстанцией».4.
Какую теорию основал Аристотель?
Детство и юность — Аристотель родился в городе Стагира, который расположен в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение. 
- Но планам отца не суждено было исполниться.
- Аристотель рано осиротел и вынужден был покинуть Стагир.
- Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к опекуну Проксену, а в 367 году до н.э.
- обосновался в Афинах, где стал учеником Платона.
- Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений.
В общей сложности он пробыл в академии Платона около 20 лет. Сформировавшись как мыслитель, Аристотель отверг учение наставника об идеях бестелесных сущностей всего сущего. Молодой философ выдвинул собственную теорию – первичности формы и материи и неотделимости души от тела. 
Что такое идея по Аристотелю?
Философия Аристотеля и учение Платона — Подробнее — см. в статьях Философия Платона и Аристотеля , Платон и Аристотель – сравнение , Критика Платона Аристотелем Непосредственным предшественником философии Аристотеля было учение Платона , однако их сразу разделило важнейшее теоретическое отличие.
- По системе Платона, общие понятия нашего сознания (идеи) имеют самостоятельное существование вне призрачного мира материальных вещей.
- По Аристотелю же, идеи неотделимы от вещей и имеют свое бытие в них.
- Аристотель полагает, что идея и реальное явление существуют не отдельно друг от друга, а в неразрывном сочетании.
Идея – только форма, дающая материи смысл . Согласно философии Платона, источник истинного знания – в воспоминаниях о мире идей , который душа созерцала до своего «телесного рождения» . Но Аристотель считает, что никакого особого мира идей нет, и в начале жизни душа подобна чистой вощёной дощечке для письма (tabula rasa), на которой ещё ничего не начертано. Рафаэль. Афинская школа, 1509. В центре изображены Платон и Аристотель Источник изображения В соответствии со всеми этими взглядами, эмпирическое исследование, маловажное для Платона, делается у Аристотеля краеугольной основой философии. Платон считает путем к истинному знанию диалектику понятий , Аристотель – рациональную логику .
Что есть первая сущность по Аристотелю?
Десять категорий (главы 4-9) — Десятью категориями, или наиболее общими родами (классами) являются (по списку главы 4):
-
Субстанция , или « сущность » ( др. -греч. οὐσία ). Слово «предикат» означает предикат сущности, если соответствующая ему характеристика вещи ни на чём, кроме себя, не основана. «Этот единичный человек» или «это единичное дерево» являются сущностями. Ниже в тексте Аристотель называет эти особенные сущности « первыми сущностями » отличая их от « вторых сущностей », которые являются универсалиями . Следовательно, «Сократ» — первая сущность, в то время как «человек» — вторая сущность. Количество ( др. -греч. τὸ πόσον — «сколько») — пространственно-числовые характеристики вещи. Все средневековые споры о природе континуума , бесконечно большого количества и бесконечно делимого являются длинным комментарием к тексту главы 6. Она оказала большое влияние на развитие математических идей в средневековый и позднесхоластический период. Качество ( др. -греч. τὸ ποῖον «какое») — предикат, который характеризует все неколичественные свойства предмета. Эти свойства не совпадают с природой (сущностью) вещи. Отношение ( др. -греч. τὸ πρὸς τί — «то, по отношению к чему») — это способ, которым одна вещь может быть связана с другой. Пространство (где) — положение вещи относительно ближайшего окружения. Время (когда) — положение вещи относительно последовательности событий. Состояние (ситуация) — положение частей предмета друг относительно друга. Обладание — наличие постоянно внешнего обстоятельства вещи (например, «одетый»). Действие ( др. -греч. τὸ ποιει̃ν — «действовать») — произведение изменения в некотором другом предмете. Претерпевание — принятие изменения от некоторого другого предмета.
Первые четыре детально разбираются в главах 5-8, последние шесть лишь слегка затрагиваются в короткой 9-й главе, поскольку их смысл самоочевиден. Более поздние тексты схоластических философов также отражают это неравенство в детальности рассмотрения.
В чем суть метафизики Аристотеля?
Философия Аристотеля. Кратко. Слушать аудиокнигу «Теоретическая» философия (отдельная от практической, «поэтической» и логики) состоит у Аристотеля из трёх разделов: 1. Теология или «Первая» (основная) философия», которая именуется также «метафизикой»; 2.
- Математика; 3. Физика .
- Метафизика – это учение Аристотеля о причинах и началах бытия и знания, о том, что такое истинное бытие само по себе.
- Трактат о метафизике, состоящий из 14 книг, – важнейшее из сочинений Аристотеля по теоретической философии.
- Это изложение «первой философии» не является одним цельным произведением, оно не закончено самим Аристотелем.
Трактат о метафизике представляет собой, скорее всего, компиляцию, составленную после его смерти из разных черновых работ, отрывков и заметок, относившихся к метафизическому отделу его системы. Эта компиляция составлена довольно плохо, порядок её 14 книг слабо систематизирован.
- Само название «Метафизика» никак не связано с сущностью данного раздела философии Аристотеля.
- При составлении собрания его трудов вышеупомянутый трактат был случайно поставлен после сочинений Аристотеля о естествознании – и слово «метафизика» буквально означает просто «трактат, следующий за отделом о физике».
Однако это лишённое конкретного философского значения слово затем укоренилось в научной терминологии, став общепринятым обозначением самых общих основ мировоззрения, главных исходных начал системы любого мыслителя. Одна из главнейших тем «Метафизики» – рассмотрение взаимной связи между идеальным и материальным.
Аристотель опровергает учение Платона об идеях, как самостоятельных сущностях, отдельных от чувственных вещей , и доказывает, что «идея» только форма, в которой материя становится отдельным предметом , и что материя принимает форму по действию третьего принципа, который называется у Аристотеля движением.
Согласно «Метафизике» Аристотеля, форма дает предмету действительное существование, а материя предмета заключает в себе лишь возможность его существования. Так например статуя – это действительный предмет, однако пока не была дана форма материалу, из которого сделана статуя, он только имел способность, возможность быть статуей, но не был ею в действительности.
- Переход от возможности к действительности Аристотель называет в «Метафизике» возникновением.
- Итак, форма – действительность, материя – возможность.
- Лишь когда возможное становится действительным, то есть когда бесконечная и бесформенная материя получает определенность, принимает форму, материя становится конкретным явлением, и только тогда мы можем познавать ее.
В природе материи лежит влечение принимать форму. Форма – это лежащий в материи принцип, влекущий ее к тому, чтобы приобрести действительное существование, или, по терминологии «Метафизики» Аристотеля, форма – энтелехия материи; переводя материю из возможного существования в действительное, энтелехия становится движением.
В чем смысл учения Аристотеля о материи и форме?
— Аристотель (384-322 до Р.Х.) — величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии. Происходил из г. Стагиры (поэтому его часто называют Стагиритом). Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты Ш.
- В 367 г. до Р.Х.
- , когда Аристотелю было семнадцать лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона.
- В Академии пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем — в Метилену.
- Через некоторое время он — воспитатель сына македонского царя Филиппа Александра.
Спустя три года Филипп умирает, Александр становится царем, а Аристотель возвращается в Афины на пятидесятом году жизни после двенадцатилетнего отсутствия. В Афинах создает школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму Аполлона Ликейского.
- Обучение Аристотель проводил обычно в аллеях гимнасия, поэтому школу называли перипатетической (от греческого слова «перипатео» — прогуливаюсь).
- После смерти Александра (323 г.
- до Р.Х.) в Афинах произошло антимакедонское восстание.
- Аристотель всегда выступал за связи с Македонией.
- Ему было предъявлено обвинение в «безбожии», но он не стал дожидаться суда и уехал в Халкиду на о.
Эвбея, где и умер через год в 322 г. до Р.Х. Дошедшее до нас литературное наследство Аристотеля не является полным, кроме того, не все дошедшее признается подлинно аристотелевским. Зрелые произведения Аристотеля можно разделить на несколько групп: логические труды под названием «Органон», куда входят «Категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях»; книга о бытии «Метафизика»; естественнонаучные произведения — «Физика», «О небе», «О частях животных» и др.
; этические произведения — «Никомахова этика»; трактат «Политика»; работы по риторике и поэтике — «Искусство риторики», «О поэтике». Перечень работ Аристотеля свидетельствует об энциклопедичности рассматриваемых вопросов. Еще находясь в стенах платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в своих философских воззрениях.
В последующем подверг критике платоновскую теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и вещи не имеет под собой рационального значения, так как идеи — это просто копии чувственных вещей и тождественны им по содержанию.
- Отделение идей от вещей приводит к тому, что это удваивает то, что должно быть объяснено.
- Согласно Платону, вещи должны быть объяснены при помощи идей, т.е.
- , по Аристотелю, следует признать причинную зависимость идей и вещей, но Платон отрицает какую-либо причинную зависимость между ними.
- Идеи, по Платону, — это образцы вещей, но это образное выражение, а не философское объяснение.
Кроме того, поскольку вещь многообразна, она должна иметь в таком случае несколько образцов, т.
Что сделал Аристотель кратко?
Самостоятельная философская работа — После смерти Платона Аристотель отправился в Ассос, а потом на остров Лесбос, где занимался преподаванием, пока не получил приглашение стать педагогом Александра, наследника македонского царя Филиппа. Он был его учителем около 10 лет, а потом долгое время оставался советником, хотя и жил в Афинах, где им была основана философская школа, Лициум, где были написаны величайшие труды, такие, как «Метафизика», разработаны теория мышления, теория космологии, содержание которой сводится к тому, что Земля, являющаяся центром Вселенной и что она шарообразна, политическая теория (им был написан большой труд «Политика», в котором представлены и объяснены многие формы политического устройства, поделенные на «правильные» и «неправильные»), сформированы представления о возможностях познания, этики и логики (Аристотель являлся автором основных логических законов: тождества, противоречия и исключения третьего).
- После смерти Александра, в 323 году до н.э.
- , в Афинах началось антимакедонское восстание, и Аристотель, подвергнувшийся разного рода нападкам, вынужден был бежать на родину матери (он не хотел повторять судьбу своего коллеги Сократа , вынужденного из-за нападок и политических преследований принять яд).
В 322 году Аристотель умер от болезни желудка, хотя есть свидетельства того, что он принял яд аконит. Сейчас краткая биография Аристотеля изучается в школе в 5 классе на уроках истории.
Какие основные причины выделял Аристотель?
| Метафизика | |
|---|---|
| др. -греч. Τὰ μετὰ τὰ φυσικά | |
| Жанр | трактат |
| Автор | Аристотель |
| Язык оригинала | древнегреческий язык |
| Дата написания | IV век до н.э. |
| Текст произведения в Викитеке | |
| Медиафайлы на Викискладе |
Метафи́зика» ( др. -греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — то, что после физики; сокр. Aristot. Met.) — известнейший сборник сочинений Аристотеля и первая основополагающая работа одноимённого раздела философии . Состоит из 14 книг, собранных из различных работ Андроником Родосским , в которых описывается учение о первоначалах, которые и составляют предмет мудрости.
- Эти 14 книг принято обозначать заглавными буквами греческого алфавита.
- Исключением является 2-я книга, которая обозначается строчной альфой .
- Аристотель насчитывает четыре первоначала, или высшие причины бытия: форма (сущность, суть бытия) («Что это есть?»), материя («Из чего?»), цель («Ради чего?») и перводвижитель («Откуда начало движения?»).
Он также проводит различие между возможностью и действительностью. Последние книги Метафизики посвящены критике эйдосов как отдельно существующих от вещей сущностей.
На каком основном принципе базируется Этика Аристотеля?
Тот раздел учения Аристотеля , который именуется «практической философией», посвящён законам разумной и нравственной деятельности человека. Он разделяется на три части: этику (нравственную философию), учение о хозяйственной деятельности (экономику) и политику (философию государственных наук).
- Свои понятия о добре и о законах нравственной жизни индивидуального человека Аристотель изложил в трактате, который написал для своего сына, Никомаха.
- Ученые называют это сочинение «Никомаховой этикой» – для отличия от других трактатов, тоже именуемых «этикой» и, по всей вероятности, ошибочно приписанных Аристотелю («Большая Этика», «Эвдемова Этика» и др.).
Этика Аристотеля По воззрению Аристотеля, истинная этика не сводится к одному лишь знанию добра, потому что человек, знающий добро, может, увлекаясь чувственными желаниями, поступать дурно. Аристотель считает, что главная суть этики – направление свободной и разумной деятельности души к доброму.
- Сначала эта разумная этическая деятельность бывает только результатом отдельных актов свободного решения души; но через упражнение она становится привычной и делается «постоянным качеством воли», неизменным свойством характера.
- Тогда разумный элемент души непрерывно владычествует над тем её элементом, который доступен влиянию чувственных впечатлений и страстей; тогда человек живет добродетельно и постоянно поступает нравственно.
Главную отличительную черту добродетели «Никомахова этика» Аристотеля видит в том, чтобы держаться разумной середины между противоположными крайностями, ибо крайности – и суть пороки. Так, пороками являются две крайности: тщеславие и малодушие, а середина между ними – великодушие – есть этическая добродетель.
- К числу добродетелей Аристотель относит также мужество (среднее между пороками безрассудной отваги и трусости), щедрость (среднее между расточительством и скупостью) и т.д.
- Нравственная деятельность души, истинная этика всегда направлена к высочайшему благу, добру; потому она ведет к счастью.
- Без добродетели невозможно счастье, составляющее цель жизни.
Но кроме добродетели, для счастья необходимы и физические блага: здоровье, хорошее телосложение, материальное благосостояние. Таким образом, Аристотель, не признавая, как делает Аристипп, высочайшим благом наслаждение, не исключает истинного наслаждения из понятия о счастье.
- «Никомахова этика» Аристотеля потому признаёт важными хорошее телосложение и другие хорошие физические качества, что считает их необходимыми для возможности вести добродетельную жизнь.
- Наслаждение, по Аристотелю, есть естественное следствие добродетели; оно – чувство довольства, возбуждаемое в человеке сознанием, что его поступки нравственно хороши.
Хорошие поступки не охватываются определением одного какого-нибудь элемента нравственной жизни, так как добродетель не одна. Есть разные добродетели; каждый класс людей имеет свои особые этические обязанности; но есть добродетели, составляющие обязанность всех людей; такова, в особенности, справедливость.

