Что Лежит В Основе Мира По Аристотелю?

Что Лежит В Основе Мира По Аристотелю
Об обществе и государстве. — Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов».

  1. Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.
  2. По Аристотелю, человек — политическое существо, т.е.
  3. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства).

Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети.

Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества.

По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя» Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам.

Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды.

Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству.

  1. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.
  2. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни.
  3. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, — совершенность государства.

При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

В чем смысл философии Аристотеля?

Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии.

Что является реальностью по Аристотелю?

Лекция 6: Аристотель – Метафизика (Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь ) Но вернемся к нашему Аристотелю. Итак, мы добрались до самого сердца его философии – до метафизики. Напомню, что в современной философии «метафизика» — это тот раздел, который интересуется вопросами реальности, и пытается дать ответ на вопросы «что существует на самом деле?» и «из чего все состоит?» Однако изначально наименование «Метафизика» было дано работам Аристотеля, следовавшим сразу после его работ по «физике», или науке о природе.

  • «Мета» по-гречески означает «сверх» или «после», и, таким образом, книги, шедшие по порядку «после физики» были буквально так и названы – «мета физика».
  • Вероятнее всего сделал это не сам Аристотель, а либо один из его последователей, либо, что еще более вероятно, один из средневековых писарей, редактировавший работы философа.

Формально сам Аристотель говорит в начале первой книги, что данного сочинения – уяснить первые причины, стоящие «над» бытием, ибо только поняв самые первые и основные причины можно считать себя владеющими подлинным «знанием». Немалое место «Метафизики» занимает критика философии Платона, от которой Аристотель считает своим долгом решительно обособиться.

  1. В частности, критикуется основа платонизма – учение об «идеях», или «эйдосах» .
  2. Прежде, чем мы поговорим о том, почему Аристотель критикует учение об «идеях», нам следует отметить, что это разделение между ними будет ключевым для всей последующей истории философии.
  3. Отметим основную разницу: Платон своим учением об «идеях» заложил фундамент идеализма, то есть учения о том, что помимо физической реальности существует и отдельная, идеальная реальность, и именно эта идеальная, НЕ-ФИЗИЧЕСКАЯ реальность и является основной.

Аристотель наоборот, критикует идеализм Платона, и, тем самым, закладывает фундамент эмпирицизма, из которого и выросла современная наука. Итак, в чем же Аристотель видит проблему с «идеями» Платона? В «Метафизике» он указывает на пять таких проблем: 1.

  • «Идеи» Платона с точки зрения Аристотеля бесполезны – они не имеют никакого практического значения, ничего не добавляют и не убавляют от нашего знания реальности.
  • В результате изобретается ненужная, дополнительная форма реальности, которая увеличивает, а не уменьшает число объектов, требующих понимания.2.

Неизменяемые «идеи» Платона не в состоянии помочь в объяснении изменения или движения реально наблюдаемых объектов вокруг нас. Однако мы испытываем эти изменения, и они должны иметь объяснение.3. Если «идеи» отделены от вещей, то они никак не могут являться их «сущностью» или «субстанцией».4.

Какую теорию основал Аристотель?

Детство и юность — Аристотель родился в городе Стагира, который расположен в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение. Что Лежит В Основе Мира По Аристотелю Портрет Аристотеля. Художник Франческо Айец / Gallerie dell’Accademia Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для каждого лекаря.

  • Но планам отца не суждено было исполниться.
  • Аристотель рано осиротел и вынужден был покинуть Стагир.
  • Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к опекуну Проксену, а в 367 году до н.э.
  • обосновался в Афинах, где стал учеником Платона.
  • Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений.

В общей сложности он пробыл в академии Платона около 20 лет. Сформировавшись как мыслитель, Аристотель отверг учение наставника об идеях бестелесных сущностей всего сущего. Молодой философ выдвинул собственную теорию – первичности формы и материи и неотделимости души от тела. Что Лежит В Основе Мира По Аристотелю Платон и Аристотель (фрагмент фрески «Афинская школа») / Музей Ватикана В 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос, в город Митилену, из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов. Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника – 13-летнего Александра.

Что такое идея по Аристотелю?

Философия Аристотеля и учение Платона — Подробнее — см. в статьях Философия Платона и Аристотеля , Платон и Аристотель – сравнение , Критика Платона Аристотелем Непосредственным предшественником философии Аристотеля было учение Платона , однако их сразу разделило важнейшее теоретическое отличие.

  • По системе Платона, общие понятия нашего сознания (идеи) имеют самостоятельное существование вне призрачного мира материальных вещей.
  • По Аристотелю же, идеи неотделимы от вещей и имеют свое бытие в них.
  • Аристотель полагает, что идея и реальное явление существуют не отдельно друг от друга, а в неразрывном сочетании.

Идея – только форма, дающая материи смысл . Согласно философии Платона, источник истинного знания – в воспоминаниях о мире идей , который душа созерцала до своего «телесного рождения» . Но Аристотель считает, что никакого особого мира идей нет, и в начале жизни душа подобна чистой вощёной дощечке для письма (tabula rasa), на которой ещё ничего не начертано. Рафаэль. Афинская школа, 1509. В центре изображены Платон и Аристотель Источник изображения В соответствии со всеми этими взглядами, эмпирическое исследование, маловажное для Платона, делается у Аристотеля краеугольной основой философии. Платон считает путем к истинному знанию диалектику понятий , Аристотель – рациональную логику .

Что есть первая сущность по Аристотелю?

Десять категорий (главы 4-9) — Десятью категориями, или наиболее общими родами (классами) являются (по списку главы 4):

    Субстанция , или « сущность » ( др. -греч. οὐσία ). Слово «предикат» означает предикат сущности, если соответствующая ему характеристика вещи ни на чём, кроме себя, не основана. «Этот единичный человек» или «это единичное дерево» являются сущностями. Ниже в тексте Аристотель называет эти особенные сущности « первыми сущностями » отличая их от « вторых сущностей », которые являются универсалиями . Следовательно, «Сократ» — первая сущность, в то время как «человек» — вторая сущность. Количество ( др. -греч. τὸ πόσον — «сколько») — пространственно-числовые характеристики вещи. Все средневековые споры о природе континуума , бесконечно большого количества и бесконечно делимого являются длинным комментарием к тексту главы 6. Она оказала большое влияние на развитие математических идей в средневековый и позднесхоластический период. Качество ( др. -греч. τὸ ποῖον «какое») — предикат, который характеризует все неколичественные свойства предмета. Эти свойства не совпадают с природой (сущностью) вещи. Отношение ( др. -греч. τὸ πρὸς τί — «то, по отношению к чему») — это способ, которым одна вещь может быть связана с другой. Пространство (где) — положение вещи относительно ближайшего окружения. Время (когда) — положение вещи относительно последовательности событий. Состояние (ситуация) — положение частей предмета друг относительно друга. Обладание — наличие постоянно внешнего обстоятельства вещи (например, «одетый»). Действие ( др. -греч. τὸ ποιει̃ν — «действовать») — произведение изменения в некотором другом предмете. Претерпевание — принятие изменения от некоторого другого предмета.

Первые четыре детально разбираются в главах 5-8, последние шесть лишь слегка затрагиваются в короткой 9-й главе, поскольку их смысл самоочевиден. Более поздние тексты схоластических философов также отражают это неравенство в детальности рассмотрения.

В чем суть метафизики Аристотеля?

Философия Аристотеля. Кратко. Слушать аудиокнигу «Теоретическая» философия (отдельная от практической, «поэтической» и логики) состоит у Аристотеля из трёх разделов: 1. Теология или «Первая» (основная) философия», которая именуется также «метафизикой»; 2.

  1. Математика; 3. Физика .
  2. Метафизика ­– это учение Аристотеля о причинах и началах бытия и знания, о том, что такое истинное бытие само по себе.
  3. Трактат о метафизике, состоящий из 14 книг, – важнейшее из сочинений Аристотеля по теоретической философии.
  4. Это изложение «первой философии» не является одним цельным произведением, оно не закончено самим Аристотелем.

Трактат о метафизике представляет собой, скорее всего, компиляцию, составленную после его смерти из разных черновых работ, отрывков и заметок, относившихся к метафизическому отделу его системы. Эта компиляция составлена довольно плохо, порядок её 14 книг слабо систематизирован.

  • Само название «Метафизика» никак не связано с сущностью данного раздела философии Аристотеля.
  • При составлении собрания его трудов вышеупомянутый трактат был случайно поставлен после сочинений Аристотеля о естествознании – и слово «метафизика» буквально означает просто «трактат, следующий за отделом о физике».

Однако это лишённое конкретного философского значения слово затем укоренилось в научной терминологии, став общепринятым обозначением самых общих основ мировоззрения, главных исходных начал системы любого мыслителя. Одна из главнейших тем «Метафизики» – рассмотрение взаимной связи между идеальным и материальным.

Аристотель опровергает учение Платона об идеях, как самостоятельных сущностях, отдельных от чувственных вещей , и доказывает, что «идея» только форма, в которой материя становится отдельным предметом , и что материя принимает форму по действию третьего принципа, который называется у Аристотеля движением.

Согласно «Метафизике» Аристотеля, форма дает предмету действительное существование, а материя предмета заключает в себе лишь возможность его существования. Так например статуя – это действительный предмет, однако пока не была дана форма материалу, из которого сделана статуя, он только имел способность, возможность быть статуей, но не был ею в действительности.

  1. Переход от возможности к действительности Аристотель называет в «Метафизике» возникновением.
  2. Итак, форма – действительность, материя – возможность.
  3. Лишь когда возможное становится действительным, то есть когда бесконечная и бесформенная материя получает определенность, принимает форму, материя становится конкретным явлением, и только тогда мы можем познавать ее.

В природе материи лежит влечение принимать форму. Форма – это лежащий в материи принцип, влекущий ее к тому, чтобы приобрести действительное существование, или, по терминологии «Метафизики» Аристотеля, форма – энтелехия материи; переводя материю из возможного существования в действительное, энтелехия становится движением.

В чем смысл учения Аристотеля о материи и форме?

— Аристотель (384-322 до Р.Х.) — величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии. Происходил из г. Стагиры (поэтому его часто называют Стагиритом). Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты Ш.

  1. В 367 г. до Р.Х.
  2. , когда Аристотелю было семнадцать лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона.
  3. В Академии пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем — в Метилену.
  4. Через некоторое время он — воспитатель сына македонского царя Филиппа Александра.

Спустя три года Филипп умирает, Александр становится царем, а Аристотель возвращается в Афины на пятидесятом году жизни после двенадцатилетнего отсутствия. В Афинах создает школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму Аполлона Ликейского.

  1. Обучение Аристотель проводил обычно в аллеях гимнасия, поэтому школу называли перипатетической (от греческого слова «перипатео» — прогуливаюсь).
  2. После смерти Александра (323 г.
  3. до Р.Х.) в Афинах произошло антимакедонское восстание.
  4. Аристотель всегда выступал за связи с Македонией.
  5. Ему было предъявлено обвинение в «безбожии», но он не стал дожидаться суда и уехал в Халкиду на о.

Эвбея, где и умер через год в 322 г. до Р.Х. Дошедшее до нас литературное наследство Аристотеля не является полным, кроме того, не все дошедшее признается подлинно аристотелевским. Зрелые произведения Аристотеля можно разделить на несколько групп: логические труды под названием «Органон», куда входят «Категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях»; книга о бытии «Метафизика»; естественнонаучные произведения — «Физика», «О небе», «О частях животных» и др.

; этические произведения — «Никомахова этика»; трактат «Политика»; работы по риторике и поэтике — «Искусство риторики», «О поэтике». Перечень работ Аристотеля свидетельствует об энциклопедичности рассматриваемых вопросов. Еще находясь в стенах платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в своих философских воззрениях.

В последующем подверг критике платоновскую теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и вещи не имеет под собой рационального значения, так как идеи — это просто копии чувственных вещей и тождественны им по содержанию.

  • Отделение идей от вещей приводит к тому, что это удваивает то, что должно быть объяснено.
  • Согласно Платону, вещи должны быть объяснены при помощи идей, т.е.
  • , по Аристотелю, следует признать причинную зависимость идей и вещей, но Платон отрицает какую-либо причинную зависимость между ними.
  • Идеи, по Платону, — это образцы вещей, но это образное выражение, а не философское объяснение.

Кроме того, поскольку вещь многообразна, она должна иметь в таком случае несколько образцов, т.

Что сделал Аристотель кратко?

Самостоятельная философская работа — После смерти Платона Аристотель отправился в Ассос, а потом на остров Лесбос, где занимался преподаванием, пока не получил приглашение стать педагогом Александра, наследника македонского царя Филиппа. Он был его учителем около 10 лет, а потом долгое время оставался советником, хотя и жил в Афинах, где им была основана философская школа, Лициум, где были написаны величайшие труды, такие, как «Метафизика», разработаны теория мышления, теория космологии, содержание которой сводится к тому, что Земля, являющаяся центром Вселенной и что она шарообразна, политическая теория (им был написан большой труд «Политика», в котором представлены и объяснены многие формы политического устройства, поделенные на «правильные» и «неправильные»), сформированы представления о возможностях познания, этики и логики (Аристотель являлся автором основных логических законов: тождества, противоречия и исключения третьего).

  1. После смерти Александра, в 323 году до н.э.
  2. , в Афинах началось антимакедонское восстание, и Аристотель, подвергнувшийся разного рода нападкам, вынужден был бежать на родину матери (он не хотел повторять судьбу своего коллеги Сократа , вынужденного из-за нападок и политических преследований принять яд).

В 322 году Аристотель умер от болезни желудка, хотя есть свидетельства того, что он принял яд аконит. Сейчас краткая биография Аристотеля изучается в школе в 5 классе на уроках истории.

Какие основные причины выделял Аристотель?

Метафизика
др. -греч. Τὰ μετὰ τὰ φυσικά
Жанр трактат
Автор Аристотель
Язык оригинала древнегреческий язык
Дата написания IV век до н.э.
Текст произведения в Викитеке
Медиафайлы на Викискладе

Метафи́зика» ( др. -греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — то, что после физики; сокр. Aristot. Met.) — известнейший сборник сочинений Аристотеля и первая основополагающая работа одноимённого раздела философии . Состоит из 14 книг, собранных из различных работ Андроником Родосским , в которых описывается учение о первоначалах, которые и составляют предмет мудрости.

  • Эти 14 книг принято обозначать заглавными буквами греческого алфавита.
  • Исключением является 2-я книга, которая обозначается строчной альфой .
  • Аристотель насчитывает четыре первоначала, или высшие причины бытия: форма (сущность, суть бытия) («Что это есть?»), материя («Из чего?»), цель («Ради чего?») и перводвижитель («Откуда начало движения?»).

Он также проводит различие между возможностью и действительностью. Последние книги Метафизики посвящены критике эйдосов как отдельно существующих от вещей сущностей.

На каком основном принципе базируется Этика Аристотеля?

Тот раздел учения Аристотеля , который именуется «практической философией», посвящён законам разумной и нравственной деятельности человека. Он разделяется на три части: этику (нравственную философию), учение о хозяйственной деятельности (экономику) и политику (философию государственных наук).

  1. Свои понятия о добре и о законах нравственной жизни индивидуального человека Аристотель изложил в трактате, который написал для своего сына, Никомаха.
  2. Ученые называют это сочинение «Никомаховой этикой» – для отличия от других трактатов, тоже именуемых «этикой» и, по всей вероятности, ошибочно приписанных Аристотелю («Большая Этика», «Эвдемова Этика» и др.).

Этика Аристотеля По воззрению Аристотеля, истинная этика не сводится к одному лишь знанию добра, потому что человек, знающий добро, может, увлекаясь чувственными желаниями, поступать дурно. Аристотель считает, что главная суть этики – направление свободной и разумной деятельности души к доброму.

  • Сначала эта разумная этическая деятельность бывает только результатом отдельных актов свободного решения души; но через упражнение она становится привычной и делается «постоянным качеством воли», неизменным свойством характера.
  • Тогда разумный элемент души непрерывно владычествует над тем её элементом, который доступен влиянию чувственных впечатлений и страстей; тогда человек живет добродетельно и постоянно поступает нравственно.

Главную отличительную черту добродетели «Никомахова этика» Аристотеля видит в том, чтобы держаться разумной середины между противоположными крайностями, ибо крайности – и суть пороки. Так, пороками являются две крайности: тщеславие и малодушие, а середина между ними – великодушие – есть этическая добродетель.

  1. К числу добродетелей Аристотель относит также мужество (среднее между пороками безрассудной отваги и трусости), щедрость (среднее между расточительством и скупостью) и т.д.
  2. Нравственная деятельность души, истинная этика всегда направлена к высочайшему благу, добру; потому она ведет к счастью.
  3. Без добродетели невозможно счастье, составляющее цель жизни.

Но кроме добродетели, для счастья необходимы и физические блага: здоровье, хорошее телосложение, материальное благосостояние. Таким образом, Аристотель, не признавая, как делает Аристипп, высочайшим благом наслаждение, не исключает истинного наслаждения из понятия о счастье.

  1. «Никомахова этика» Аристотеля потому признаёт важными хорошее телосложение и другие хорошие физические качества, что считает их необходимыми для возможности вести добродетельную жизнь.
  2. Наслаждение, по Аристотелю, есть естественное следствие добродетели; оно – чувство довольства, возбуждаемое в человеке сознанием, что его поступки нравственно хороши.

Хорошие поступки не охватываются определением одного какого-нибудь элемента нравственной жизни, так как добродетель не одна. Есть разные добродетели; каждый класс людей имеет свои особые этические обязанности; но есть добродетели, составляющие обязанность всех людей; такова, в особенности, справедливость.

Нужно принимать во внимание среду в которой ты оказался и учится предвидеть разные возможные исходы, чтобы подготовиться к последствиям. Бездействие — тоже имеет последствия, но бездействие не требует усилий, поэтому присуще людям слабым морально. Риторика — инструмент, которым пользуется каждый человек.

Стоит хотя бы ознакомиться с ее основами для того, чтобы уметь воздействовать на аудиторию. Склонять к нужному решению, производить впечатление, одерживать победы в спорах и диспутах. Частью риторики являются принципы: краткости, нацеленности на аудиторию и четкости. Подача материала изменилась не так сильно, как кажется, и спустя тысячелетия можно почерпнуть в «Риторике» и «Поэтике» важное для себя.

Одна из сторон нашей личности — пороки. В умеренных проявлениях они не сильно портят наши взаимоотношения с окружающими и собой. Но крайние проявления их требуют коррекции, хотя бы до состояния умеренности, поэтому стоит уделить внимание самопознанию и трезво посмотреть на себя.

Каковы три основных образа жизни согласно Аристотелю?

Библиографическое описание: Солопова М.А. «НИКОМАХОВА ЭТИКА» // Античная философия: Энциклопедический словарь.М. : Прогресс-Традиция, 2008.С.515-519. «НИКОМАХОВА ЭТИКА» ( Ἠθικὰ Νικομάχεια ), сочинение Аристоте ля , датируется 2-м афинским периодом (334–322 до н.э.); представляет собой запись лекционного курса, другой вариант которого (предположи­тельно, более ранний) известен как « Евдемова этика ».

  • Современные на­звания обеих этик, по-видимому, впервые были зафиксированы в издании Андроника Родосского .
  • Высказывались различные толкования смысла сло­ва «Никомахова»: 1) посвящение отцу Аристотеля Никомаху; 2) посвяще­ние сыну Аристотеля Никомаху; 3) редактирование сыном Никомахом тек­ста этики; 4) авторство Никомаха.

Согласно Порфирию (apud Elias. In Isag.33, 1–2 Busse), этика названа «Малой Никомаховой» (τὰ Μικρὰ Νικομάχεια), потому что посвящена сыну, в отличие от «Большой Никомаховой» (совр. «Большой этики»), посвященной отцу. «Никомахова этика» (далее E.N.) состоит из 10 книг, ее текст отличает композиционная законченность и стройность в изложении этического уче­ния.

    кн. I: предмет и метод этики; виды благ; поня­тие счастья; кн. II: виды добродетели; нравственная добродетель в ее об­щем определении; кн. III: условия возникновения нравственной добродете­ли; отдельные нравственные добродетели; кн. IV: отдельные нравственные добродетели (продолжение); кн. V: справедливость; кн. VI: «правильное су­ждение» и мыслительные добродетели; кн. VII: невоздержность и воздерж­ность, 1-й фрагмент об удовольствии; кн. VIII–IX: дружба и ее виды; кн. X: 2-й фрагмент об удовольствии; высшее благо как созерцательная жизнь.

Согласно рукописной традиции, три средние книги E.N. (кн. V–VII) то­ждественны средним книгам «Евдемовой» (кн. IV–VI), подробнее см. ст. « Евдемова этика ». В начале рассуждения (I, 1094a1–1095a13) Аристотель говорит о под­готовке слушателя, предмете и методе исследования.

  • Предмет этики как и политики: «прекрасное и справедливое»; но этика рассматривает отдель­ные блага, «более известные нам», в то время как политика – общее бла­го, «более известное по природе», т. обр.
  • , этика предшествует политике.
  • Исследование должно стремиться к ясности, сообразной предмету; в этиче­ском исследовании достаточно «указать на истину для большинства случа­ев», приблизительно и в общих чертах (1094b12–13; b20; ср.1098а26–34), на основании выводов из общепринятых мнений (ἔνδοξα), т.к.

предмет эти­ки не относится к существующему вечно и необходимым образом. Цель этики как практической науки – не только познать, в чем добро­детель, но и «стать добродетельными» (II, 2, 1103b25), т.е. ее цель – не­кая деятельность (ἐνέργεια) и жизнь. Аристотель выделяет три образа жизни, соответствующие целям деятельности (1095b17–1096а5): «жизнь ради удовольствий» (βίος ἀπολαυστικός), «жизнь ради славы и поче­та» (βίος πολιτικός), «жизнь ради созерцания истины» (βίος θεωρητικός).

Что такое справедливость по Аристотелю?

Согласно Аристотелю, « справедливость – такая добродетель, в силу которой каждый владеет тем, что ему принадлежит, и так, как велит закон, а несправедливость – зло, из-за которого люди посягают на то, что им не принадлежит, и поступают не так, как велит закон».

Как определял Аристотель справедливость?

Искусные законы определяются тем, насколько они справедливы. «Вообще повсюду причиной возмущений бывает отсутствие равенства, коль скоро это последнее оказывается несоответственным в отношении лиц, находящихся в неравном положении». Но: «Равенство же бывает двоякого рода: равенство по количеству и равенство по достоинству.

  • Вообще ошибка — стремиться провести повсюду тот и другой вид равенства с его абсолютной точки зрения».
  • По Аристотелю, справедливость не есть равное распределение благ и не есть правый суд.
  • Справедливость есть правильная оценка объема и степени сложности труда , которая проявляется в обмене и может измеряться деньгами.

«Некоторым кажется, что воздаяние равным безусловно справедливо. Однако воздаяние равным нельзя подвести ни под понятие распределяющей справедливости, ни под понятие уравнивающей». Речь идет о том, что никогда нельзя кому-либо разделить что-нибудь по справедливости.

Несправедливо также и то, когда люди из общего блага, например земли, хватают каждый кто сколько может. В любом случае здесь действует грубая сила или корыстная хитрость. Аристотель говорит, что «воздаяние равным. имеет в виду пропорциональность, но не равенство, ибо общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности».

Благодаря справедливости общество избегает возмущений и внутренних смут. Справедливость оказывается экономической категорией. Разделение труда Аристотель представляет, во-первых, как разделение умственного и физического труда. Физический труд — удел рабов, которые, хотя и люди, так как обладают речью, но все же их задача состоит в затратах мускульного труда.

Роль организаторов труда отводится рабовладельцам домохозяевам. Они должны знать экономию и быть одновременно мастерами, техническими специалистами. Свободные домохозяева занимаются также образованием (гимнастикой и мусикой) и философией, т.е. гуманитарными занятиями.». У последних (рабов.Ю.Р.) тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато пригодны для политической жизни».».

Для одного человека полезно и справедливо быть рабом, для другого господином. Дурное (несправедливое. — Ю.Р.) применение власти не приносит пользы ни господину, ни рабу; ведь что полезно для части, то полезно и для целого, что полезно для целого, то полезно и для души; а раб является своего рода частью господина, как бы одушевленной и отделенной частью».

Кроме деления труда на умственный и физический, Аристотель различает профессиональное разделение труда, т.е. труд сукновала, горшечника и другие виды профессионального разделения труда. Профессиональное разделение труда приводит к обмену. В ходе обмена используется посредник. Таким посредником, по Аристотелю, являются деньги.

Правильно определенный денежный эквивалент есть измерение объемов затраченного труда. «Итак, воздаяние равным имеет место, когда найдено уравнение, когда, например, земледелец относится к сапожнику так же, как работа сапожника к работе земледельца.