Кто Определил Сущность Материи?

Кто Определил Сущность Материи
История понятия — В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция , основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита .

  • Платон не использует термин «материя», однако именно он создал учение о материи как о строительном материале всего сущего.
  • В диалоге « Тимей » Платон указывает, что для становления текучих и изменяющихся вещей как копий вечных и неизменных эйдосов помимо самих эйдосов как причины и вещей как результата необходимо и некое третье начало, третья природа, которую он называет «восприемницей» и «кормилицей всякого рождения» (Tim.49а), а также «матерью» (Tim.50d) всех вещей, и которую сравнивает с золотом, которое может принимать любые формы и образовывать любые фигуры (Тим.50аb).

Чтобы материя могла принимать любые формы, она сама должна быть лишена какой-либо формы. Следовательно, материя есть полная бесформенность. (Tim.50a—51b). Но, если материя совершенно аморфна, то она должна быть лишена бытия, ибо то, что имеет бытие, всегда или есть форма, или имеет форму.

Стало быть, материя представляет собой небытие, но такое небытие, которое образует возможность для всякого бытия и даже необходимо (Tim.48a) для бытия вещей. Платон называет такое небытие «хора», чистое пространство, которое непознаваемо, но которое, однако, мыслится как необходимая основа становления: «Оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения» (Tim.52ab) .

Сам термин «материя» был введён, вероятно, Аристотелем . «Материя» (materia) — латинская калька с греч. «гюле» (ὕλη), что означает «строительный лес» (Аристотель был родом из греческого города Стагира на границе с Македонией , которая поставляла в Грецию древесину для постройки кораблей).

  1. Согласно Аристотелю, ничто не возникает из ничего, поэтому всякое возникновение и всякое изменение требует наличия некоего субстрата , который, изменяясь, утрачивает одни свойства и приобретает новые.
  2. Классическим примером является статуя: глыба меди под рукой мастера превращается в статую, а медь — это та материальная причина, тот субстрат, который утрачивает форму глыбы и приобретает форму статуи.

Этот субстрат Аристотель и называет материей. Материя, таким образом, это то, «из чего» вещь: «Быть из чего-то» (ektines) означает: состоять из чего-то как из материи» (Met.1023a25). Материя неотделима от предмета реально (Fis.214a15), но отделяется от формы предмета только мысленно.

  • При этом Аристотель различает первую материю и вторую материю.
  • Первая материя — тот конкретный субстрат, вещество, из которого непосредственно состоит предмет, например, медь для статуи.
  • Вторая материя, рассматриваемая сама по себе, а не в отношении предмета, материей которого служит, имеет форму (состоит из молекул).

Первая материя — субстрат всех субстратов, которая сама уже не имеет никакой формы. Первоматерия совершенно аморфна, и поэтому представляет собой не действительность (ибо всякая действительность имеет форму), а чистую возможность (Met.

Что такое материя с точки зрения философии?

В материалистической философской традиции категория ‘ материя ‘ обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Кому принадлежит классификация основных форм движения?

Виды и формы — Движение существует в разнообразных формах. Разнообразие форм движения как атрибута материи определяет многообразие форм организации материи. Фридрих Энгельс на разных уровнях системной организации материи выделил несколько основных форм движения:

    физическая ( механическое , тепловое движение , электромагнитные , гравитационные , атомные и ядерные процессы, движение элементарных частиц и т.п. — Подвижность электронов и ионов ; Динамика (физика) , Кинематика , Физическая кинетика ); химическая (изменение свойств и структуры тел в химических реакциях вследствие превращения молекул — Молекулярно-кинетическая теория , Химическая кинетика , Химическая термодинамика ) биологическая (охватывает все жизненные процессы — Движение (биология) ; в медико-фармацевтическом аспекте — Фармакокинетика , Фармакодинамика , Метаболизм ) социально-общественная (включает в себя процессы общественной жизни, а также мышления — Общественное движение (социология) ) географическая (пространственное перемещение)

Энгельс также указывает на преемственную связь между всеми формами движения материи: высшие формы не сводимы к низшим, но обязательно их подразумевают. Каждая из них имеет свои специфические особенности и посредством своего качественного своеобразия не может быть сведена к другой или какой-то одной «универсальной» форме.

Что мы называем материей?

У этого термина существуют и другие значения, см. Материя .

Виды энергии :
Механическая Потенциальная Кинетическая
‹ ♦ › Внутренняя
Электромагнитная Электрическая Магнитная
Химическая
Ядерная
Гравитационная
Вакуума
Гипотетические:
Тёмная
См. также: Закон сохранения энергии

Мате́рия (от лат. māteria « вещество ») — одно из основных понятий физики , общий термин , определяющийся множеством всего содержимого пространства-времени и влияющий на его свойства .

Что является формой существования материи?

§ 4.1. Понятие материи, формы, виды и свойства материи (Concept of matter, forms, types, and characteristics of matter) — Понятию «материя» будет посвящено отдельное исследование в рамках «Теоретической и экспериментальной научной философии». С целью раскрытия данного понятия мы выстроили систему категорий философии, и дали определение через ближайший род и видовое отличие, а также путем перечисления основных признаков материи: 1) конечная, предельная категория философии; 2) совокупность предметов; 3) носитель атрибутивных свойств предметов; 4) всеобщий субстрат и всеобщая субстанция (основа); 5) объективно существующая реальность независимо от ее свойств и состояний.

В теории материи данное понятие не берется, как говорится «с потолка», а выводится из системы категорий философии (см. Схему 1.3/1). Рассмотрим следующие вопросы: 1. Понятие материи.2. Формы материи.3. Виды материи по критерию фундаментальности их субстанционной составляющей.4. Свойства материи.1°. Понятие материи Материя является фундаментальным физическим понятием и философской категорией.

В физике под материей понимается какой-либо объект, существующий в Природе и существование которого можно доказать экспериментально. Сюда относят вещество, антивещество, элементарные частицы, полевую материю. Коротко охарактеризуем данные понятия. Под веществом обычно понимается любая совокупность атомов и молекул, находящихся в определенном агрегатном состоянии.

  • Антивещество является гипотетической материей, состоящей из антиатомов и антимолекул.
  • Как известно, на сегодняшний день в экспериментальных условиях созданы атомы антиводорода.
  • Создание других антиатомов и тем более антимолекул представляет огромную сложность.
  • В соответствии с нашей концепцией естественного антивещества (больших скоплений антиатомов и тем более антимолекул) в Природе не существует, по крайней мере, его не существует в Нашей материи (Нашем мире).

Под элементарными частицами в настоящее время понимают большую группу мельчайших материальных объектов, не являющихся атомами или атомными ядрами (за исключением протона – ядра атома водорода). Элементарные частицы иногда называют субъядерными частицами, физики предпочитают говорить просто о «частицах».

  • Под полевой материей понимается система взаимодействующих друг с другом парных частиц, одна из которых является источником взаимодействия, другая – его переносчиком (квантом).
  • В соответствии с нашей концепцией Наша материя относится к фотонной материи, имеющей электромагнитную природу.
  • Гравитационное, сильное, слабое взаимодействия относятся к субфотонной материи.

В философском понимании под материей подразумевается объективная реальность, данная познающему субъекту в виде ощущений. Материей является бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий и форм движений.

Кто ввёл термин материя?

2. Философия «Материя» М.В. Попов Материя в Православии. Софрониева пустынь.2 мая 2014 // Alexandr Dugin Материя (от лат. materia — вещество) — понятие философии, которое в разных исторических эпохах, школах и философских дисциплинах имеет разное значение. Первые формулировки понятия известны из античной греческой философии Платона , Аристотеля , стоиков .

Как Аристотель понимал материю?

— Аристотель (384-322 до Р.Х.) — величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии. Происходил из г. Стагиры (поэтому его часто называют Стагиритом). Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты Ш.

  • В 367 г. до Р.Х.
  • , когда Аристотелю было семнадцать лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона.
  • В Академии пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем — в Метилену.
  • Через некоторое время он — воспитатель сына македонского царя Филиппа Александра.

Спустя три года Филипп умирает, Александр становится царем, а Аристотель возвращается в Афины на пятидесятом году жизни после двенадцатилетнего отсутствия. В Афинах создает школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму Аполлона Ликейского.

Обучение Аристотель проводил обычно в аллеях гимнасия, поэтому школу называли перипатетической (от греческого слова «перипатео» — прогуливаюсь). После смерти Александра (323 г. до Р.Х.) в Афинах произошло антимакедонское восстание. Аристотель всегда выступал за связи с Македонией. Ему было предъявлено обвинение в «безбожии», но он не стал дожидаться суда и уехал в Халкиду на о.

Эвбея, где и умер через год в 322 г. до Р.Х. Дошедшее до нас литературное наследство Аристотеля не является полным, кроме того, не все дошедшее признается подлинно аристотелевским. Зрелые произведения Аристотеля можно разделить на несколько групп: логические труды под названием «Органон», куда входят «Категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях»; книга о бытии «Метафизика»; естественнонаучные произведения — «Физика», «О небе», «О частях животных» и др.

  • ; этические произведения — «Никомахова этика»; трактат «Политика»; работы по риторике и поэтике — «Искусство риторики», «О поэтике».
  • Перечень работ Аристотеля свидетельствует об энциклопедичности рассматриваемых вопросов.
  • Еще находясь в стенах платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в своих философских воззрениях.

В последующем подверг критике платоновскую теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и вещи не имеет под собой рационального значения, так как идеи — это просто копии чувственных вещей и тождественны им по содержанию.

  • Отделение идей от вещей приводит к тому, что это удваивает то, что должно быть объяснено.
  • Согласно Платону, вещи должны быть объяснены при помощи идей, т.е.
  • , по Аристотелю, следует признать причинную зависимость идей и вещей, но Платон отрицает какую-либо причинную зависимость между ними.
  • Идеи, по Платону, — это образцы вещей, но это образное выражение, а не философское объяснение.

Кроме того, поскольку вещь многообразна, она должна иметь в таком случае несколько образцов, т.

Кто создал первую классификацию форм движения материи?

3.1. Классификация наук — Классификация (от лат. сlassis — разряд, класс и facio — делаю) — это система соподчинённых понятий (классов, объектов) в какой-либо области знания или деятельности. Научная классификация фиксирует закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства (таковы, например, биологические систематики, классификация химических элементов, классификация наук).

Строго и чётко проведённая классификация как бы подытоживает результаты формирования определённой отрасли знания и одновременно отмечает начало нового этапа в её развитии. Классификация содействует движению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Кроме того, она позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных ещё фактов или закономерностей.

По степени существенности оснований деления различаются естественные и искусственные классификации . Если в качестве основания берутся существенные признаки, из которых вытекает максимум производных, так что классификация может служить источником знания о классифицируемых объектах, то такая классификация называется естественной (например, Периодическая таблица химических элементов).

  1. Если же для систематизации используются несущественные признаки, классификация считается искусственной (например, алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках).
  2. Классификация дополняется типологией , под которой понимается научный метод, основанный на расчленении систем объектов и их группировке с помощью обобщённой модели или типа.

Она используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Классификация наук предполагает группировку и систематизацию знания на основе сходства определённых признаков. Так, например, Фрэнсис Бэкон в основание своей классификации положил особенности человеческой души , такие, как память, воображение и разум.

  • Историю он относил к разряду памяти, поэзию — к воображению, философию — к разуму.
  • Рене Декарт для классификации использовал метафору дерева .
  • «Корневище» этого дерева образует метафизика (первопричина!), «ствол» — символизирует физику, а «крона» включает медицину, механику и этику.
  • Свою классификацию создал автор книги «История Российская с древнейших времён до настоящего времени» В.Н.

Татищев (1686–1750), который при Петре I курировал вопросы образования. В науках Татищев выделял этнографию, историю и географию. Главным в классификации наук он считал самопознание и принцип полезности , соответственно которому науки могут быть «нужные», «щегольские», «любопытные» и «вредные».

В чем сущность категории покой?

Покой есть форма движения, а движение – форма покоя. Движение – атрибут материи, её неотъемлемое свойство, что является законом, содержащим в себе покой. Материя в движении вечна во времени и бесконечна в пространстве, и это тоже закон ( покой ).

Кто считается основателем философского материализма?

Античный материализм — Представления о материальном начале мира появляются в Древней Греции около VI века до н.э. Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» — Фалес (624—548 до н.э.), Анаксимандр (611—547 до н.э.) и Анаксимен (585—528 до н.э.). Они считали, что есть некое первовещество , различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества.

Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. У Фалеса этой первоматерией являлась вода , у Анаксимандра — некий « апейрон », как неопределённая бескачественная материя, у Анаксимена — воздух . Анаксимен , Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня .

По мнению Энопида Хиосского , младшего современника Анаксагора , все возникает из огня и воздуха. В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа . Божества считались неотъемлемой частью вселенной , а душой могли наделяться любые объекты.

  1. Аристотель интерпретировал учения более ранних философов сквозь призму собственного учения, как предвосхитивших учение о материальном «архе» (начале) («Метафизика» II 3—9, «Физика» I, 2 слл.).
  2. Согласно этому пониманию, термин «архе», используемый перипатетиками и «архе» ионических философов, отличаются по вложенному в него смыслу .

Наиболее последовательно проводили материалистическую линию китайский философ Ван Чун , индийские мыслители школы чарваки , Левкипп , Демокрит , Эпикур и Лукреций Кар . Для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура , характерен упор на личное самосовершенствование человека : освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Кто открыл темную материю?

Темная материя — гипотетическая форма материи, которая не взаимодействует с электромагнитным излучением и не испускает его, а проявляет себя только гравитационным воздействием. Прямых доказательств существования темной материи в настоящее время нет, но косвенных множество.

  • Все они основаны на специфическом поведении астрофизических объектов, в частности на аномально высокой скорости вращения внешних областей галактик .
  • Впервые о проблеме скрытой массы и возможном существовании темной материи заговорили в 1922 году британский и голландский астрономы Джеймс Джинс и Якобус Каптейн.

Исследуя движение звезд в Галактике, они пришли к выводу, что подавляющая часть вещества в ней невидима. Впоследствии множество других наблюдений за нашей и другими галактиками подтвердили это предположение, причем параметры невидимой материи в целом согласовывались между собой, несмотря на разницу в методах и объектах наблюдения.

Сегодня, когда в игру включилась и еще более загадочная темная энергия , ускоряющая разбегание галактик, признано, что общая масса-энергия наблюдаемой Вселенной состоит на 4,9% из обычной барионной материи, на 26,8% — из темной материи и на 68,3% — из темной энергии. Существует множество кандидатов на роль частиц, составляющих темную материю, из которых наиболее популярны вимпы (WIMP, weakly interacting massive particles) — слабо взаимодействующие массивные частицы (среди них гипотетическое тяжелое или «стерильное» нейтрино), однако все попытки обнаружить их пока результата не принесли.

Существует также ряд более экзотических объяснений так называемой скрытой массы. Такова, например, теория плазменной космологии, разработанная Нобелевским лауреатом по физике Ханнесом Альфвеном, согласно которой Вселенная заполнена проводящей плазмой , по которой курсируют гигантские токи, в галактических масштабах оказывающие на вещество большее влияние, чем гравитация .

Какие свойства имеет материя?

Атрибуты и свойства материи (с точки зрения диалектического материализма) — Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение , пространство и время , которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временны́ми свойствами . Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

  • физическая;
  • химическая;
  • механическая;
  • биологическая;
  • социальная.

Универсальными свойствами материи являются:

  • несотворимость и неуничтожимость;
  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве;
  • материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
  • детерминированность всех явлений;
  • причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий;
  • отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры, взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления ;
  • качественная неисчерпаемость свойств материи — материю невозможно определить путём перечисления некоторой конечной совокупности её свойств.

Универсальные законы существования и развития материи:

  • Закон единства и борьбы противоположностей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Что первично материя или сознание?

2.2. Подолец В.В. \

Материя первична по отношению к сознанию (материализм); идея первична над материальным (идеализм).

Кто полагал что пространство это пустота?

Демокрит Полагал, что есть пустота – время и вместилище – пространство.

Какие виды бытия существуют?

Основными видами бытия являются материальное и идеальное бытие. К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей.

Что такое материя в истории?

материя — фил. категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. субстанция (акт. начало) субстрат(пассивное). Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии.

Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксвмен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анакснмандр, который первоосновой всего существующего считал «алейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.

Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизи­ческих материалистов, которые, как и древ­ние материалисты, не могли в доста­точной мере сосредото­чить внимание на философском аспекте проблемы мате­рии и направляли внимание, главным образом, на выявление ее фи­зических свойств.

  • Они понимали, что материю нельзя отож­дествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами ве­щества.
  • Однако, как и древним материалистам, материя пред­ставлялась им первоосно­вой всех объектов природы.
  • Под ма­те­рией понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества.
  • К этому времени развивающаяся классическая меха­ника определила ряд физических свойств вещества.

Это побу­дило метафизических материалистов к отождествле­нию понятия материи с представлениями о веществе и его механи­ческими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали отно­сить тя­жесть, инер­цию, не­делимость, непроницаемость, массу и др.

В философии Нового времени (XVII—XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел.

Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя — это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо. По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным.

Что означает понимание материи как вещи?

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. В отличие от многих других определений материи, данное определение не связывает понимание материи с конкретно-чувственными вещами, а характеризует ее предельно абстрактно.

  • Путь к такому пониманию материи был достаточно длительным.
  • В истории философии выделяют несколько этапов, характеризующихся разной трактовкой указанного понятия.
  • Так, в античности под материей мыслились ее наглядно-чувственные проявления (вода, воздух, огонь и т.д.); в трудах французских материалистов XVIII века (Ламетри, Гельвеций, Гольбах) материя отождествлялась с веществом или с каким-либо его свойством (вещественно-субстратное представление о материи).

Приведенное в начале определение материи можно считать философско-гносеологическим. Материя здесь характеризуется через свою противоположность – сознание. В философско-гносеологическом аспекте материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека.

  1. Вместе с тем некоторые авторы пытаются дать субстанционально-аксиологическое представление о материи, когда перечисляют ее атрибуты и свойства, при этом подчеркивая, что противоположность материи и сознания в онтологическом аспекте исчезает.
  2. При таком подходе сознание трактуется как свойство высокоорганизованной материи, которое появляется на конкретных исторических этапах ее развития.

Помимо свойства быть определенным видом объективной реальности, материи обладает рядом атрибутов: движение, пространство, время, а также несотворимость, неучтожимость, вездесущность, неисчерпаемость, единственная субстанция (первооснова) и всеобщий субстрат.

    материя первична по отношению к сознанию; она – всеобщий субстрат взаимодействий (общее в различных изменяющихся явлениях и процессах); материя познаваема на основе последовательного изучения ее конкретных свойств, связей и форм движения; философское понимание материи не сводится к конкретным естественнонаучным ее определениям; существует материальное единство мира; материя неразрывно связана с движением, а движение не может существовать иначе, как в пространстве и во времени; на каждом уровне структурной организации материи выявляются свои особенности в ее движении и взаимодействии.

Материалисты утверждают, что в гносеологическом аспекте существует противоположность материи и сознания, поскольку последнее порождает самостоятельный субъективный мир, который может не иметь прямых аналогов в материальной действительности и представать в виде идеальных образов.

Как понимает понятие материя современная наука?

1. Понятие материи — В многовековой истории развития материалистического мировоззрения можно выделить два основных, хотя и взаимосвязанных, но все-таки достаточно четко различающихся между собой подхода к определению понятия материи. Один из них, получивший широкое распространение уже в Новое время, идет по линии определения понятия материи в контексте того, как оно относится к сознанию.

Французские материалисты эпохи Просвещения (П. Гольбах, К.А. Гельвеций и др.) выработали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств. Как писал П. Гольбах, материя «есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».

Другая традиция в подходе к определению материи, также получившая развернутое выражение у философов-материалистов эпохи Просвещения (но своими корнями уходящая значительно глубже — в эпоху формирования первых атомистических концепций античности), — это понимание материи именно как субстанции, основы всего существующего в мире.

  1. Такое понимание материи как субстанции не противоречит ее пониманию как реальности, доступной человеку через ощущения.
  2. Эти два внешне различных подхода к определению понятия материи на самом деле есть как бы два угла зрения на одну и ту же реальность, выделяемые с целью решения определенных мировоззренческих (материя основа всего) и гносеологических (материя постигается через ее проявления) проблем.

Чтобы установить, какую методологическую роль способно играть понятие материи в развитии науки, научного познания природы, общества, человека, сознания, культуры, важно определить, каким конкретным содержанием может быть наполнено понимание материи в качестве субстанции.

  • И здесь опять-таки следует выделить две, но теперь уже существенно различающиеся между собой традиции.
  • Одна из них, наиболее древняя, склонна трактовать субстанциальность материи (роль материи как субстанции) в качестве именно исходного «субстрата», «материала», из которого как бы «построены» все другие тела во Вселенной.

Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм таких античных мыслителей, как Левкипп и Демокрит. С их точки зрения, все тела во Вселенной состоят как бы из «первокирпичиков», никем не создаваемых и неуничтожимых «атомов». Эта идея атомистического строения всех тел во Вселенной была затем воспринята наукой Нового времени и сыграла выдающуюся роль в ее развитии.

  • Другая традиция в понимании субстанциальности материи (ярким представителем которой в эпоху Просвещения был Д.
  • Дидро) ориентирована на понимание ее как бесконечно развивающегося многообразия мира в его единстве.
  • С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, явлениями, процессами и т.д.

, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. И если в задачу конкретных наук входит исследование свойств конкретных же объектов мира (от элементарных частиц до метагалактики в целом), то в задачу философии — исследование всеобщих свойств материи, обеспечивающих единство объектов мира и, главное, делающих возможным их качественное многообразие вплоть до появления таких высших форм организации, как жизнь, разум, общество, культура, дух, ценности.

Что такое время с точки зрения философии?

В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее). В метрологии — физическая величина, одна из семи основных величин Международной системы величин (англ.