Современные методы научного исследования
- Основные теоретические методы научного исследования Индукция – движение мысли от частного к общему, зная отдельные факты можно прийти к закону, лежащему в их основе.
- Основные эмпирические методы научного исследования
- Наблюдение
- Сравнение
- Измерение
- Эксперимент
- Абстрагирование
Что такое метод Какие методы исследования бывают?
Метод научного исследования — это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций. Методика — это совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов.
Какие бывают методы исследования в исследовательской работе?
Что отражается в разделе Введение — В главе «Введение» необходимо сжато представить основные идеи исследовательской работы! Введение — первый раздел исследовательского проекта, располагается на третьем листе после Содержания проектно- исследовательской работы.
- В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи проекта, объект исследования и гипотеза, которая формулируется при наличии практической части в исследовательской работе.
- Обоснование актуальности проектно- исследовательской работы доказывает значимость, современность, нужность результатов исследования.
Формулируется Цель проектно- исследовательской работы – модель желаемого конечного результата исследования. Также важно указать конкретные задачи проектно- исследовательской работы, которые предстоит решить. Во Введении проектно- исследовательской работы можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать планируемый результат исследования.
- Актуальностью исследования (проекта) является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
- Это же относится к актуальности научного исследования или обоснования актуальности темы научного исследования.
- В проекте обоснование актуальности исследования (проекта) — это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.
Объект исследования — это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается? Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Объект исследования: | Предмет исследования: |
магнит | свойства магнитов |
гора Чатырдаг | легенды и мифы о горе Чатырдаг |
тригонометрические уравнения и их системы | способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах |
учащиеся и преподаватели школы | зависимость от СМС |
английские предложения | способы и причины расположения слов в английских предложениях |
семейно-родовые обычаи | родинный ритуал |
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре | процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
глаз | свойства и структура глаза как оптического инструмента |
микроклимат учебных помещений | условия микроклимата в учебных помещениях |
магнитное поле | магнитное поле в школьных учебных кабинетах |
Цель работы — это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.
Что входит в исследование?
Дисциплины социально-гуманитарного цикла — В общественных науках прикладное исследование обычно выглядит следующим образом:
- Постановка проблемы, выделение (определение) объекта и предмета исследования, определение целей и задач; планирование исследования;
- Теоретическая часть: концептуальная модель исследования, описание понятий и категорий, взаимосвязей между ними;
- Методологическая часть: исследовательский подход, описание методов сбора и методов анализа данных;
- Практическая часть: результаты сбора данных, их анализ и представление результатов;
- Выводы и рекомендации по результатам исследования.
Какие бывают виды методов?
Классификация методов научного познания — Выбор эффективных методов научного познания необходим для успешного выполнения исследования. В зависимости от направления науки способы достижения цели могут различаться. Методы исследования подразделяются на несколько групп: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, абстрагирование.
Какие бывают научные исследования?
Виды — Виды научных исследований:
- Фундаментальное исследование , предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
- Прикладное исследование , направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.
- Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.
- Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.
- Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.
- Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
- Поисковое исследование , направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.
- Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.
- Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.
- Воспроизводящее исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, то есть операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.
- Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
Какие бывают объекты исследования?
Примеры объекта и предмета исследования
Объект исследования : | Предмет исследования : |
---|---|
учащиеся и преподаватели школы | зависимость от СМС |
английские предложения | способы и причины расположения слов в английских предложениях |
семейно-родовые обычаи | родинный ритуал |
Что такое методы исследования в проекте?
Методы исследования — это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта. Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работуучащихся.
Что такое диагностические методы?
Часто люди задают вопрос, какой метод диагностики самый точный? Можно ли однозначно на него ответить? Для этого давайте посмотрим, а какие вообще существуют диагностические методы. Не углубляясь в медицинские термины, можно разделить все диагностические методы исследований на три группы.
- К первым отнесем анатомические , то есть те исследования, которые используют визуальное наблюдение какого-либо органа.
- К ним относятся: рентген, флюорография, УЗИ, компьютерная и магнитно-резонансная томография, эндоскопия, лапароскопия.
- Сюда же можно отнести и визуальный осмотр врачом пациента: осмотр языка, горла, кожного покрова и т.д.
Все эти исследования объединяет следующее. Врач видит орган, его размер, положение, форму и анатомические дефекты (камни, кисты, язвы, опухоли, гнойники) Ко второй группе отнесем все лабораторные методы исследований. Они исследуют химические и физические процессы в нашем организме и выявляют отклонения на этих уровнях. Например, УЗИ поджелудочной железы ничего не выявило, а анализ крови показал повышение уровня глюкозы в крови. Болезни не появляются за один день, они развиваются годами и проходят несколько стадий. Сначала нарушение работы (функции) органа незаметно, мы не чувствуем проблем, анализы в норме, снимки тоже. Затем могут появиться неприятные симптомы — чуть покалывает, потягивает и то не всегда.
- Через несколько лет отражение нарушения функции органа мы увидим в результатах анализов.
- Если и здесь не принять никаких мер, то еще через какое-то время проблему увидим визуально, то есть на УЗИ, КТ, МРТ и при прочих анатомических исследованиях.
- Например, сначала тянет подвздошную область, затем появляются признаки воспаления в анализах, затем обнаруживаем кисту в яичнике.
Теперь вернемся к основному вопросу статьи – есть ли единственный, самый точный метод диагностики? Наверно, уже понятно, что нет. Разные нарушения в организме фиксируются разными методами. И конечный диагноз (не только заболевание, но и его стадию) можно поставить только по результатам совокупности исследований.
Какая может быть диагностика?
Диагностику деятельности предприятия можно классифицировать по различным критериям (оценочным признакам). Классификация видов диагностики деятельности предприятия показана в табл.I.2. Таблица 1.2 — Классификация видов диагностики
Классификационный признак | Вид диагностики | ||||||||||||
Объект | Структурная Функциональная Организационная | ||||||||||||
Периодичность проведения | Систематическая Эпизодическая (точечная) | ||||||||||||
Цель | Внутренняя Сравнительная | ||||||||||||
Характер | Динамическая Статическая | ||||||||||||
Масштаб | Комплексная (системная) Локальная (объектная) | ||||||||||||
Содержание | Предметная Операционно-процедурная | ||||||||||||
Форма оценки результатов | Количественная Качественная | ||||||||||||
Субъект |
Диагностика хозяйствующего субъекта
Чем исследование отличается от анализа?Я работаю в аналитическом центре, который преимущественно занимается двумя вещами: исследованиями в области социальных наук и анализом политики. Иногда спрашивают, чем они между собой отличаются. Мне кажется, что исчерпывающий ответ дать непросто, ведь оба направления деятельности постоянно развиваются.
Например, если кто-то утверждает, что проезд в общественном транспорте должен стоить 8 грн или что ВНО нужно отменить, потому что украинские абитуриенты его боятся и бегут за границу, — этот человек должен подтвердить свои тезисы данными. Причем недостаточно привести смету себестоимости проезда в транспорте или количество украинских студентов за рубежом.
Эта первая общая черта накладывает на анализ политики определенные требования жанра, которые присущи исследованиям. Следует соблюдать научную этику, например, надо указывать источники информации, указывать авторов, чьи труды используются, и, как я уже упомянул, делать возможным воспроизведение анализа.
В свою очередь основное отличие между исследованиями и анализом политики заключается в их цели. Исследования в социальных науках должны приносить новые знания о нашем обществе. Исследователей не особо занимает, как эти знания будут применяться. Хотя иногда именно это является предметом публичных дискуссий, а не полученные результаты исследований.
То есть анализ имеет строго определенный заранее прикладной характер, в то время исследования могут проводиться с какой-то конкретной целью, а могут просто приумножать новые знания. Эти общие и отличительные черты накладывают определенные особенности на то, как мы управляем исследованиями и анализом политики, как мы их финансируем и обеспечиваем их качество. Какие бывают исследования рынка?5 видов исследования рынка — Существует 5 методов исследования рынка в маркетинге: опросы, фокус-группы, глубинные интервью, полевые исследования или эксперименты, наблюдения. Выбор метода исследования зависит от бюджета и временных ресурсов. Кратко о каждом. Рис.6 Виды маркетинговых исследований рынка
Что такое метод пример?Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания. Что представляет собой метод исследования?Методы исследования и их разновидности — Если говорить максимально просто, то метод исследования, это способ достижения конкретной цели. Более того, существует даже целое научное направление под названием методология, именно оно и занимается поиском новых методов и исследованием подходов.
В то же время методология, это более широкое понятие, описывающее исследование всех возможных методов. |