Что Такое Наблюдение Простыми Словами?

Что Такое Наблюдение Простыми Словами
У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение . Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта . Наблюдение — организованное, целенаправленное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Что значит слово наблюдение?

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к навигации Перейти к поиску

В Викисловаре есть статья « наблюдение »

table>

В Викисловаре есть статья « наблюденье »

Наблюдение , устаревшее — Наблюденье :

    Наблюдение — восприятие и запоминание личностью ; вплоть до формализации для субъекта .
      Негласное наблюдение — комплекс оперативно-розыскных мероприятий. Сопряжённое наблюдение — военный термин, обозначающий разновидность наблюдения, которое осуществляется одновременно с двух или трёх точек, объединённых в единую систему.

    Наблюдение — метод проведения исследований в психологии. Наблюдение — процедура банкротства. « Наблюдение » — фильм американского режиссёра Дженнифер Линч. Наблюдение (наука) — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.

В чем заключается сущность наблюдения?

Сущность метода — Определение 1 Наблюдение – это исследовательский описательный психологический метод сбора первичной социологической информации, касающейся изучаемого объекта Метод наблюдения относится к общенаучным и широко используемым в естествознании и обыденной жизни, а широкое его применение началось с конца XX века.

  • Этот старейший психологический метод применяется там, где особенное значение имеет фиксация поведения человека в различных условиях – прежде всего, в клинической, социальной психологии, педагогической психологии, психологии развития и в психологии труда.
  • В социологии применение этого метода ограничено, потому что социальные явления далеко не все поддаются визуальному и слуховому восприятию.

Замечание 1 Наблюдение необходимо применять в комплексе с другими методами сбора информации. Социологическое наблюдение имеет важную особенность, которая заключается в том, что это способ непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. При непосредственном восприятии объекта особенности поведения человека фиксируются непосредственно в момент его проявления и независимо от того, умеет респондент описать словами свое поведение или нет.

Наблюдение дает возможность лучше понять смысл действий наблюдаемых, их поведение в той или иной ситуации, суть их реакций на происходящие события. Метод наблюдения одновременно является самым простым и самым сложным, в психологии его можно использовать как для получения предварительного материала, так и для получения иллюстративных данных.

Замечание 2 Наблюдение является основным методом получения первичной информации. В тех случаях, когда вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой, метод наблюдения не применяется. Особенностью метода является связь наблюдателя и наблюдаемого объекта, а также пристрастность и сложность повторного наблюдения.

  1. Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого относится к одной из психологических проблем, поскольку присутствие исследователя оказывает влияние на поведение испытуемого.
  2. Объектами исследования могут быть вербальное и невербальное поведение, перемещения человека, дистанция между людьми, физические воздействия, т.е.

всё то, что объективно возможно зарегистрировать, причем свойства психики исследователь не наблюдает. Поскольку психика проявляется в поведении человека, то психолог, на основании полученных при наблюдении данных, может только строить гипотезы о психических свойствах испытуемого.

  1. Наблюдение широко используется в общественной практике, сохраняя основные черты, например, наблюдающий за показаниями приборов оператор энергосистемы, следователь, наблюдающий на допросе за поведением преступника, врач, при проведении осмотра больного.
  2. На основании поставленных целей определяется, какой характер будет носить наблюдение – научный или практический.

Результаты наблюдения в области практической деятельности сразу используются для достижения основной цели.

Какие существуют виды наблюдения?

Непосредственным и опосредованным, Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, Прямым и косвенным, Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Для чего проводят наблюдения 3 класс?

В последние годы в начальной школе наметилась тенденция к интеллектуализации природоведческого образования. Акцент на увеличение объема все более абстрактных, теоретических знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к равнодушию детей к объектам окружающего мира Природы.

Давно известно, что для познания окружающего мира нужна культура восприятия. Эта задача решается в процессе систематических наблюдений. В литературе по методике естествознания можно найти разные определения наблюдения. Вот только некоторые из них: Наблюдение — преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира .

Наблюдение- это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы, обобщения . Наблюдение — целенаправленное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность всесторонне рассматривать объект окружающего мира, увидеть происходящие в нем изменения, определить их причины и условия протекания .

  • Наблюдение как один из основополагающих методов обучения природоведению известен давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобретает все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.
  • В процессе наблюдения у детей формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).

Наблюдение в процессе естественнонаучной подготовки младших школьников это важнейший метод познания природы, с помощью которого учащиеся готовятся к наиболее сложным научным исследованиям — постановке и проведению опытов. В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий.

Школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов и объяснять принципы их действия. В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, научиться осязать, видеть, слышать и т.д.

Наблюдению можно и нужно учиться. Так же, как говорят о культуре речи, можно говорить и о культуре восприятия, наблюдения. В этой связи уместно вспомнить слова известного голландского астронома М. Минарта: «От вас самих зависит прозрение — вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием «знай, на что смотреть» .

Действительно, успех в наблюдениях в значительной степени определяется четкой постановкой задачи. Наблюдателю нужен «компас», указывающий направление наблюдения. Таким «компасом» и является задача, стоящая перед наблюдателем, план наблюдения. Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя.

Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения и должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся.

Для чего нужен метод наблюдения?

Особенности метода — Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение.

Что значит уметь наблюдать?

Умение наблюдать — это одно из главных умений, позволяющее сохранить биологический вид. Познание природы развивало наблюдательность древнего человека. Это позволило ему сделать множество замечательных открытий. Люди постепенно научились разбираться в окружающем их растительном мире.

Что может быть предметом наблюдения?

Объект и предмет наблюдения — Объектом наблюдения являются люди, малые группы, большие социальные общности и процессы, происходящие в них. Предметом наблюдения являются поведенческие проявления вербального и невербального характера отдельного человека или группы в определенной ситуации.

Для записи наблюдений используются категории, которые соответствуют целям и задачам исследования. Определение 3 Категории – понятия, которые определяют наблюдаемые явления, они определяются операционально, не имеют пересечений с другими категориями и имеют одну и ту же степень общности. Классической системой категорий является схема Р.

Бейлза. Что Такое Наблюдение Простыми Словами Рисунок 2 . Система категорий Р. Бейлза Единица наблюдения может быть подведена под категорию не только после окончания наблюдения, но и в процессе наблюдения. Именно так происходит при работе с методикой Бейлза. Надежность метода зависит от того, насколько сложна или проста схема наблюдения.

Чем меньше единиц наблюдения, тем надежнее схема. Хорошо, когда признак в схеме конкретен, его легче фиксировать. Надежность схемы зависит от сложности умозаключений наблюдателя при классификации выявленных признаков. А – область эмоциональных выражений позитивного характера; В,С – области постановки и решения задачи; D – область эмоциональных выражений негативного характера; а – ориентационные проблемы; b – проблематика оценки мнений; c – проблематика контроля; d – проблематика нахождения решения; e – проблематика преодоления напряженности; f – проблематика интегрирования.

К недостаткам метода можно отнести:

    высокий процент субъективизма при сборе данных; качественный характер выводов наблюдения; низкую степень обобщения результатов.

Чтобы результаты наблюдения были более надежными, необходимо использовать эффективные схемы наблюдения, технические средства фиксации данных. Также большую роль играет тренированность наблюдателя и минимизация эффекта его присутствия.

Сколько видов наблюдения существует?

Классификация видов наблюдения — Классификация по соотношению между собой наблюдаемых объектов представлена двумя видами наблюдения: Самонаблюдение , относится к внутреннему наблюдению. При этом исследователь, в процессе исследования внутреннего мира, выступает и в роли наблюдателя и в роли объекта.

  1. Обычное наблюдение – процесс, в котором все данные фиксируются со стороны, с позиции исследователя.
  2. Соучаствующее наблюдение – это процесс, в котором исследователь погружается в конкретную ситуацию и познает ее «изнутри».

В связи с поставленными задачами наблюдение может проводиться:

  • Непрерывно . В ситуациях, где важны мельчайшие детали и важен весь процесс для исследования;
  • Выборочно . Ситуации, где необходимо изучать детали или какой-то определенный объект исследований.

Относительно длительности по времени исследования выделяют:

  • Единовременное – единичное, единоразовое наблюдение;
  • Периодическое – происходит несколько раз, подчиняется заданным временным отрезкам;
  • Протяженное – длительный процесс наблюдения.

Многообразие видов наблюдений в психологии можно подразделить на:

  • Непосредственное (естественное) — это когда сам исследователь проводит наблюдение по заранее составленному плану. При этом наблюдатель может участвовать в явной форме (открыто) либо в скрытой форме (инкогнито).
  • Косвенное – когда наблюдение проводят другие лица. Благодаря разносторонним данным появляется возможность увидеть всю ситуацию «в объеме», со стороны.

При этом косвенные наблюдения могут быть 2 видов:

  1. Спонтанное – оно осуществляется без намеченных планов и подготовок. Исследователь уделяет внимание не деталям, а самому процессу в целом;
  2. Систематическое – наоборот, перед проведением наблюдения проводится детальная подготовка к процессу и изучение всевозможных вариантов развития событий.

По способу фиксации данных наблюдения разделяют на:

  • Констатирующие – здесь четко фиксируются детали и собираются всевозможные данные;
  • Оценивающие – здесь происходит сравнение фактов по уровню выраженности в заданном диапазоне;
  • Фиксирующие – здесь результат наблюдения получают во время исследования или по истечении конкретного времени.

Еще существует классификация наблюдений по степени стандартизированности:

  • свободное наблюдение – оно связано с установленной целью, но, при этом, отсутствуют четкие границы выбора объектов исследования. Здесь возможно видоизменение самого предмета исследования или первоначальных правил при необходимости;
  • стандартизированное наблюдение – все процессы четко регистрируются по заданному алгоритму и по разработанной программе. Такой процесс применяется для определения уже известных характеристик действительности.

    Почему необходимо использовать метод наблюдения на уроках Человек и мир?

    • Авторы
    • Резюме
    • Файлы
    • Ключевые слова
    • Литература

    Тимошкина Н.В.1 Черткоева Е.Г.1 1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве цели освоения младшими школьниками учебного предмета «Окружающий мир» выделено требование, которое учителями не всегда осознается.

    • Речь идет об овладении младшими школьниками доступными способами изучения окружающего мира.
    • Это требование во ФГОС НОО сформулировано следующим образом: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.
    • с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

    Казалось бы, здесь нет ничего нового: и наблюдениями, и опытами, и измерениями, и сравнениями, и классификацией учителя занимались и раньше. Но здесь появляется новый аспект. Если раньше эти способы познания мира выступали в качестве методов обучения, то сейчас этими методами (способами) должны овладеть сами учащиеся.

    • методы изучения младшими школьникам окружающего мира наблюдение 1.
    • Барышева Ю.А.
    • Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. – 2011. – №7.
    • – С.36-40.2.
    • Григорьева Е.В.
    • Методика преподавания естествознания /Учеб.
    • пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования».

    – М. : ВЛАДОС, 2008. – 253 с.3. Тимошкина Н.В. Использование компьютерных технологий при изучении природы родного края //Начальная школа. – 2009. – № 3. – С.92-95.4. Тимошкина Н.В. Педагогические основы совершенствования экологической подготовки учителей начальной школы в условиях университета: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /Владикавказ, 1997.5.

    1. Тимошкина Н.В.
    2. Решение познавательных задач на уроках окружающего мира //Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1.
    3. – С.71-76.
    4. Изучение окружающего мира имеет решающее значение при достижении личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования.
    5. Изучение курса «Окружающий мир» способствует достижению следующих предметных результатов: — понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; — сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; — осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; — освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.

    с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); — развитие навыков устанавливать, выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и др.

    Чем опыт отличается от наблюдения 2 класс?

    Подробнее об их отличиях — Я уже говорил о разнице между наблюдениями и опытами. Но что из них всё-таки лучше? Дело в том, что при наблюдении человек дистанцируется от интересующего его объекта. При помощи различных устройств он начинает фиксировать данные. Конечной целью наблюдения всегда является сбор данных, которые затем анализируются . А при опыте, как известно, ведётся активное взаимодействие с исследуемым объектом. Цель опыта – проверить определённую гипотезу . Что Такое Наблюдение Простыми Словами Зачастую эти два метода совмещают , получая больше информации. Так что нельзя точно сказать какой же из них лучше. Они оба имеют свои цели и ситуации , когда их лучше применить. Опыт всегда имеет план проведения, а наблюдение – нет. Для начала эксперимента исследователь воссоздаёт нужные условия.

    • своим влиянием на объект;
    • проводимой средой;
    • конечной целью;
    • наличием плана;
    • и использованием оборудования.

    Что Такое Наблюдение Простыми Словами Вот в чём заключается суть опыта и наблюдения. Хотелось бы отметить, что несмотря на всю разницу между ними, они взаимосвязаны и дополняют друг друга . Читать весь отзыв Cвернуть отзыв 5 лет назад +6 Различия между опытом и наблюдением: 1. Влияние на объект. Наблюдения не могут предусмотреть активного взаимодействия с подопытным объектом, а опыты невозможно проводить без вмешательства.2. Использование оборудования. Наблюдение возможно без применения какого-либо оснащения, для опыта всегда нужны специальные приборы.3.

    В чем разница между наблюдением и экспериментом?

    Эксперимент проходит в специально создаваемых и контролируемых условиях, а наблюдение в естественной среде.

    Что такое наблюдение в экологии?

    Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

    Что такое наблюдение в обществознании?

    Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения являются не только предметы внешнего мира.

    Что такое наблюдение в науке?

    Наблюдение — один из методов исследования и познания, способ получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания.

    Что такое наблюдение в педагогике?

    Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях. К педагогическому наблюдению как методу сбора информации можно обращаться в различных ситуациях.