У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение . Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта . Наблюдение — организованное, целенаправленное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Что значит слово наблюдение?
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к навигации Перейти к поиску
В Викисловаре есть статья « наблюдение » |
table>
В Викисловаре есть статья « наблюденье » |
Наблюдение , устаревшее — Наблюденье :
-
Наблюдение — восприятие и запоминание личностью ; вплоть до формализации для субъекта .
-
Негласное наблюдение — комплекс оперативно-розыскных мероприятий. Сопряжённое наблюдение — военный термин, обозначающий разновидность наблюдения, которое осуществляется одновременно с двух или трёх точек, объединённых в единую систему.
Наблюдение — метод проведения исследований в психологии. Наблюдение — процедура банкротства. « Наблюдение » — фильм американского режиссёра Дженнифер Линч. Наблюдение (наука) — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.
В чем заключается сущность наблюдения?
Сущность метода — Определение 1 Наблюдение – это исследовательский описательный психологический метод сбора первичной социологической информации, касающейся изучаемого объекта Метод наблюдения относится к общенаучным и широко используемым в естествознании и обыденной жизни, а широкое его применение началось с конца XX века.
- Этот старейший психологический метод применяется там, где особенное значение имеет фиксация поведения человека в различных условиях – прежде всего, в клинической, социальной психологии, педагогической психологии, психологии развития и в психологии труда.
- В социологии применение этого метода ограничено, потому что социальные явления далеко не все поддаются визуальному и слуховому восприятию.
Замечание 1 Наблюдение необходимо применять в комплексе с другими методами сбора информации. Социологическое наблюдение имеет важную особенность, которая заключается в том, что это способ непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. При непосредственном восприятии объекта особенности поведения человека фиксируются непосредственно в момент его проявления и независимо от того, умеет респондент описать словами свое поведение или нет.
Наблюдение дает возможность лучше понять смысл действий наблюдаемых, их поведение в той или иной ситуации, суть их реакций на происходящие события. Метод наблюдения одновременно является самым простым и самым сложным, в психологии его можно использовать как для получения предварительного материала, так и для получения иллюстративных данных.
Замечание 2 Наблюдение является основным методом получения первичной информации. В тех случаях, когда вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой, метод наблюдения не применяется. Особенностью метода является связь наблюдателя и наблюдаемого объекта, а также пристрастность и сложность повторного наблюдения.
- Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого относится к одной из психологических проблем, поскольку присутствие исследователя оказывает влияние на поведение испытуемого.
- Объектами исследования могут быть вербальное и невербальное поведение, перемещения человека, дистанция между людьми, физические воздействия, т.е.
всё то, что объективно возможно зарегистрировать, причем свойства психики исследователь не наблюдает. Поскольку психика проявляется в поведении человека, то психолог, на основании полученных при наблюдении данных, может только строить гипотезы о психических свойствах испытуемого.
- Наблюдение широко используется в общественной практике, сохраняя основные черты, например, наблюдающий за показаниями приборов оператор энергосистемы, следователь, наблюдающий на допросе за поведением преступника, врач, при проведении осмотра больного.
- На основании поставленных целей определяется, какой характер будет носить наблюдение – научный или практический.
Результаты наблюдения в области практической деятельности сразу используются для достижения основной цели.
Какие существуют виды наблюдения?
Непосредственным и опосредованным, Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, Прямым и косвенным, Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).
Для чего проводят наблюдения 3 класс?
В последние годы в начальной школе наметилась тенденция к интеллектуализации природоведческого образования. Акцент на увеличение объема все более абстрактных, теоретических знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к равнодушию детей к объектам окружающего мира Природы.
Давно известно, что для познания окружающего мира нужна культура восприятия. Эта задача решается в процессе систематических наблюдений. В литературе по методике естествознания можно найти разные определения наблюдения. Вот только некоторые из них: Наблюдение — преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира .
Наблюдение- это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы, обобщения . Наблюдение — целенаправленное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность всесторонне рассматривать объект окружающего мира, увидеть происходящие в нем изменения, определить их причины и условия протекания .
- Наблюдение как один из основополагающих методов обучения природоведению известен давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобретает все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.
- В процессе наблюдения у детей формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
Наблюдение в процессе естественнонаучной подготовки младших школьников это важнейший метод познания природы, с помощью которого учащиеся готовятся к наиболее сложным научным исследованиям — постановке и проведению опытов. В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий.
Школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов и объяснять принципы их действия. В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, научиться осязать, видеть, слышать и т.д.
Наблюдению можно и нужно учиться. Так же, как говорят о культуре речи, можно говорить и о культуре восприятия, наблюдения. В этой связи уместно вспомнить слова известного голландского астронома М. Минарта: «От вас самих зависит прозрение — вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием «знай, на что смотреть» .
Действительно, успех в наблюдениях в значительной степени определяется четкой постановкой задачи. Наблюдателю нужен «компас», указывающий направление наблюдения. Таким «компасом» и является задача, стоящая перед наблюдателем, план наблюдения. Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя.
Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения и должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся.
Для чего нужен метод наблюдения?
Особенности метода — Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Главными особенностями метода наблюдения являются:
- непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
- пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
- сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение.
Что значит уметь наблюдать?
Умение наблюдать — это одно из главных умений, позволяющее сохранить биологический вид. Познание природы развивало наблюдательность древнего человека. Это позволило ему сделать множество замечательных открытий. Люди постепенно научились разбираться в окружающем их растительном мире.
Что может быть предметом наблюдения?
Объект и предмет наблюдения — Объектом наблюдения являются люди, малые группы, большие социальные общности и процессы, происходящие в них. Предметом наблюдения являются поведенческие проявления вербального и невербального характера отдельного человека или группы в определенной ситуации.
Для записи наблюдений используются категории, которые соответствуют целям и задачам исследования. Определение 3 Категории – понятия, которые определяют наблюдаемые явления, они определяются операционально, не имеют пересечений с другими категориями и имеют одну и ту же степень общности. Классической системой категорий является схема Р.
Бейлза. Рисунок 2 . Система категорий Р. Бейлза Единица наблюдения может быть подведена под категорию не только после окончания наблюдения, но и в процессе наблюдения. Именно так происходит при работе с методикой Бейлза. Надежность метода зависит от того, насколько сложна или проста схема наблюдения.
Чем меньше единиц наблюдения, тем надежнее схема. Хорошо, когда признак в схеме конкретен, его легче фиксировать. Надежность схемы зависит от сложности умозаключений наблюдателя при классификации выявленных признаков. А – область эмоциональных выражений позитивного характера; В,С – области постановки и решения задачи; D – область эмоциональных выражений негативного характера; а – ориентационные проблемы; b – проблематика оценки мнений; c – проблематика контроля; d – проблематика нахождения решения; e – проблематика преодоления напряженности; f – проблематика интегрирования.
К недостаткам метода можно отнести:
-
высокий процент субъективизма при сборе данных; качественный характер выводов наблюдения; низкую степень обобщения результатов.
Чтобы результаты наблюдения были более надежными, необходимо использовать эффективные схемы наблюдения, технические средства фиксации данных. Также большую роль играет тренированность наблюдателя и минимизация эффекта его присутствия.
Сколько видов наблюдения существует?
Классификация видов наблюдения — Классификация по соотношению между собой наблюдаемых объектов представлена двумя видами наблюдения: Самонаблюдение , относится к внутреннему наблюдению. При этом исследователь, в процессе исследования внутреннего мира, выступает и в роли наблюдателя и в роли объекта.
- Обычное наблюдение – процесс, в котором все данные фиксируются со стороны, с позиции исследователя.
- Соучаствующее наблюдение – это процесс, в котором исследователь погружается в конкретную ситуацию и познает ее «изнутри».
В связи с поставленными задачами наблюдение может проводиться:
- Непрерывно . В ситуациях, где важны мельчайшие детали и важен весь процесс для исследования;
- Выборочно . Ситуации, где необходимо изучать детали или какой-то определенный объект исследований.
Относительно длительности по времени исследования выделяют:
- Единовременное – единичное, единоразовое наблюдение;
- Периодическое – происходит несколько раз, подчиняется заданным временным отрезкам;
- Протяженное – длительный процесс наблюдения.
Многообразие видов наблюдений в психологии можно подразделить на:
- Непосредственное (естественное) — это когда сам исследователь проводит наблюдение по заранее составленному плану. При этом наблюдатель может участвовать в явной форме (открыто) либо в скрытой форме (инкогнито).
- Косвенное – когда наблюдение проводят другие лица. Благодаря разносторонним данным появляется возможность увидеть всю ситуацию «в объеме», со стороны.
При этом косвенные наблюдения могут быть 2 видов:
- Спонтанное – оно осуществляется без намеченных планов и подготовок. Исследователь уделяет внимание не деталям, а самому процессу в целом;
- Систематическое – наоборот, перед проведением наблюдения проводится детальная подготовка к процессу и изучение всевозможных вариантов развития событий.
По способу фиксации данных наблюдения разделяют на:
- Констатирующие – здесь четко фиксируются детали и собираются всевозможные данные;
- Оценивающие – здесь происходит сравнение фактов по уровню выраженности в заданном диапазоне;
- Фиксирующие – здесь результат наблюдения получают во время исследования или по истечении конкретного времени.
Еще существует классификация наблюдений по степени стандартизированности:
- свободное наблюдение – оно связано с установленной целью, но, при этом, отсутствуют четкие границы выбора объектов исследования. Здесь возможно видоизменение самого предмета исследования или первоначальных правил при необходимости;
- стандартизированное наблюдение – все процессы четко регистрируются по заданному алгоритму и по разработанной программе. Такой процесс применяется для определения уже известных характеристик действительности.
Почему необходимо использовать метод наблюдения на уроках Человек и мир?
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Тимошкина Н.В.1 Черткоева Е.Г.1 1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве цели освоения младшими школьниками учебного предмета «Окружающий мир» выделено требование, которое учителями не всегда осознается.
- Речь идет об овладении младшими школьниками доступными способами изучения окружающего мира.
- Это требование во ФГОС НОО сформулировано следующим образом: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.
- с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Казалось бы, здесь нет ничего нового: и наблюдениями, и опытами, и измерениями, и сравнениями, и классификацией учителя занимались и раньше. Но здесь появляется новый аспект. Если раньше эти способы познания мира выступали в качестве методов обучения, то сейчас этими методами (способами) должны овладеть сами учащиеся.
- методы изучения младшими школьникам окружающего мира наблюдение 1.
- Барышева Ю.А.
- Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. – 2011. – №7.
- – С.36-40.2.
- Григорьева Е.В.
- Методика преподавания естествознания /Учеб.
- пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования».
– М. : ВЛАДОС, 2008. – 253 с.3. Тимошкина Н.В. Использование компьютерных технологий при изучении природы родного края //Начальная школа. – 2009. – № 3. – С.92-95.4. Тимошкина Н.В. Педагогические основы совершенствования экологической подготовки учителей начальной школы в условиях университета: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /Владикавказ, 1997.5.
- Тимошкина Н.В.
- Решение познавательных задач на уроках окружающего мира //Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1.
- – С.71-76.
- Изучение окружающего мира имеет решающее значение при достижении личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования.
- Изучение курса «Окружающий мир» способствует достижению следующих предметных результатов: — понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; — сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; — осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; — освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.
с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); — развитие навыков устанавливать, выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и др.
Чем опыт отличается от наблюдения 2 класс?
Подробнее об их отличиях — Я уже говорил о разнице между наблюдениями и опытами. Но что из них всё-таки лучше? Дело в том, что при наблюдении человек дистанцируется от интересующего его объекта. При помощи различных устройств он начинает фиксировать данные. Конечной целью наблюдения всегда является сбор данных, которые затем анализируются . А при опыте, как известно, ведётся активное взаимодействие с исследуемым объектом. Цель опыта – проверить определённую гипотезу . Зачастую эти два метода совмещают , получая больше информации. Так что нельзя точно сказать какой же из них лучше. Они оба имеют свои цели и ситуации , когда их лучше применить. Опыт всегда имеет план проведения, а наблюдение – нет. Для начала эксперимента исследователь воссоздаёт нужные условия.
- своим влиянием на объект;
- проводимой средой;
- конечной целью;
- наличием плана;
- и использованием оборудования.
Вот в чём заключается суть опыта и наблюдения. Хотелось бы отметить, что несмотря на всю разницу между ними, они взаимосвязаны и дополняют друг друга . Читать весь отзыв Cвернуть отзыв 5 лет назад +6 Различия между опытом и наблюдением: 1. Влияние на объект. Наблюдения не могут предусмотреть активного взаимодействия с подопытным объектом, а опыты невозможно проводить без вмешательства.2. Использование оборудования. Наблюдение возможно без применения какого-либо оснащения, для опыта всегда нужны специальные приборы.3.
В чем разница между наблюдением и экспериментом?
Эксперимент проходит в специально создаваемых и контролируемых условиях, а наблюдение в естественной среде.
Что такое наблюдение в экологии?
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Что такое наблюдение в обществознании?
Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения являются не только предметы внешнего мира.
Что такое наблюдение в науке?
Наблюдение — один из методов исследования и познания, способ получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания.
Что такое наблюдение в педагогике?
Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях. К педагогическому наблюдению как методу сбора информации можно обращаться в различных ситуациях.