Первична сила, связывающая сознание с телом. Во сне человек отключен от сознания, но остается живым, благодаря этой силе. Сознание вторично. Тело (вещество) третично — третье следствие силы. Информация — это изменения. Сознание — множество информации, совокупность знаний об этих изменениях (отличиях от предыдущих состояний). Никакая материя ни мгновения не остается неизменной, она все время меняется. Эти изменения и определяют вид и форму материи, подобно тому, как ядро (сознание) атома определяет вид химического элемента. Поэтому по отношению к веществу сознание иерархически первично, так как более причинно: каждое текущее состояние вещества — следствие изменений, происходящих с ним в прошлом. Материя в настоящем отражает состояние сознания в прошлом, которое, в свою очередь является следствием силового взаимодействия в еще более глубоком прошлом. Поэтому сознание первично по отношению к материи. Примечание 12.03.2022 Сознание первично по отношению к материи, если под первичностью и вторичностью подразумеваются соотношение времен. Энергетически более веской является материя. Сила — связь сознания и материи — источник энергии вне времени, находящийся везде и нигде (силовое поле). Сознание без материи не явлено сколь-нибудь заметным образом (неощущаемая информация — это ее отсутствие). Материя без сознания не меняется. Но такой «неизменной» материи не существует. Эти категории по отдельности не существуют. Сравнивать их бессмысленно, как черное с белым. Этот вопрос некорректен своей безальтернативностью. Ответ: и то, и другое, равно как и ни то, ни другое.2,6 K > Поэтому по отношению к веществу сознание иерархически первично, так как более причинно: каждое текущее состояние. . Читать дальше Комментировать ответ Комментировать Специалист ИТ с физмат образованием · 28 мар Это вопрос оба ответа на который возможны и не опровергаемы. Один из ответов отнесет вас к материализму, а второй к идеализму. Попадая в идеализм в окажетесь в мире полностью лишенном разумных законов. Точнее вы будете вольны считать все что вам угодно. Например, верить в Бога, или в то что вы и есть Бог, или . . любой сюр позабористее. Вас ничего не ограничивает. Есл. . Читать далее 514 Комментировать ответ Комментировать Я пенсионер, веду здоровый образ жизни: йога, цигун, медитация, философия Востока. . · 14 янв 2021 Необходимо в начале определить, что такое есть материя.». . Источник жизни, рождения и перемен есть Ци. Все на Небе и на Земле подчиняется этому закону. На периферии Ци охватывает Вселенную, внутри Ци дает начало всему. » Нэй Цаин. Материальный мир не материален-он не что иное как иллюзия, порожденная энергией. Наши традиционные идеи о природе и сущности сознания. . Читать далее 1,3 K Материя — программно сконструированные энергии пространства. Комментировать ответ Комментировать Практическая метафизика, экспериментальная парапсихология, исследование психических. . · 28 апр 2021 Материя не однородна по своей плотности. Сознание не однородно и характеризуется возможностью разделения, слияния и переноса (проекции).
Что первичнее материя?
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 7 августа 2022 года; проверки требует 1 правка . Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в марксистской философии , согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи , мышления к бытию , духа к природе .
- Этот вопрос является основным, ибо в зависимости от его решения трактуются определённым образом и все остальные вопросы мировоззрения .
- Вопрос об отношении бытия и сознания является основным не только потому, что от его решения зависят все прочие философские вопросы, но и по другой причине.
- В решении основного вопроса философии обнаруживается партийность философской теории, ее связь с классовой борьбой , с политикой.
Имеет онтологический и гносеологический аспекты. Обычно проблематизируется в форме вопроса: «Что первично, дух или материя?». Марксизм выделяет два основных варианта ответа на этот вопрос:
- материя первична по отношению к сознанию ( материализм );
- идея первична над материальным ( идеализм ).
С этих позиций идеологи СССР критиковали взгляды немарксистких философов, например абсурдиста Альбера Камю , считавшего, что «есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии» .
- По этому поводу академик Ойзерман писал: Не следует недооценивать вопрос, поставленный А.
- Камю, хотя бы потому, что он вполне вписывается в определённую философскую традицию, начало которой положили мыслители Древнего Востока и философы эллинистической эпохи.
- Отчуждение человеческой деятельности, продукта этой деятельности, отчуждение природы закономерно порождают эту проблему и наполняют её глубоким смыслом.
И всё же это не основной философский вопрос хотя бы уже потому, что он не является таковым для большинства философских учений. Та же критика, однако, справедлива и по отношению к марксизму, поскольку за пределами марксистской традиции вопрос о соотношении материи и идеи не считается главным философским вопросом.
Почему в философии существует основной вопрос?
Основной вопрос философии – вопрос о соотношении бытия и мышления. Существует две стороны основного вопроса философии, над решением которых размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона подразумевает определение первичности бытия и сознания.
Кто сформулировал основной вопрос философии?
Основной вопрос философии занимает особое место в мировой философии, поскольку его не может обойти ни одна более или менее развитая философская система. Но в современной отечественной философии он подвергся остракизму, без всяких объяснений изымается из учебных и справочных пособий.
- Авторы, отрицающие наличие этого «основного вопроса», пытаются растворить его в бесконечном множестве других «основных вопросов» и на данном основании отрицают наличие борьбы между материализмом и идеализмом в истории философии.
- В статье показано, что критика основного вопроса философии носит поверхностный и совершенно бездоказательный характер, поскольку она основана на искажении позиции Ф.
Энгельса, который впервые его четко сформулировал. Ключевые слова: монизм, плюрализм, основной вопрос философии, философия и религия, материализм и идеализм, классическая и современная отечественная философия. The basic issue of philosophy plays a peculiar role in the world philosophy since hardly any more or less developed philosophical conception can avoid it.
But in the modern Russian philosophy it was ostracised and eliminated from school-books and manuals without any explanation. The authors who deny the presence of this ‘basic issue’ try to ‘dissolve’ it in numerous other ‘basic’ issues. Based on that, they also deny the struggle between materialism and idealism in the history of philosophy.
The article shows that the criticism of the basic issue of philosophy is poorly studied and is of hypothetical nature since it is based on the misinterpretation of the position of Friedrich Engels who was the first to give the clear definition of this issue.
- Keywords: monism, pluralism, basic issue of philosophy, philosophy and religion, materialism and idealism, classical and modern Russian philosophy.
- Вопрос о первоначале является одним из важнейших вопросов философии, с которого, собственно, и начинается эта наука.
- Что лежит в основе мира: материальное или духовное начало? Этот вопрос не может обойти ни одна сколько-нибудь развитая философская система.
Отношение материи и сознания есть универсальный философский принцип, нашедший свое наиболее полное выражение в основном вопросе философии. Основной вопрос философии, вопрос об отношении мышления к бытию, впервые был четко сформулирован Ф. Энгельсом, который указал на две его стороны.
Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), другими словами – природа или дух? Материальное или идеальное? Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир, способно ли мышление познать мир таким, каким он существует в действительности.
Приходится напоминать эти азбучные истины классической философии, поскольку о них сегодня нельзя прочитать ни в «Новой философской энциклопедии», ни во многих словарях и вузовских учебниках. А в работах, так или иначе затрагивающих основной вопрос философии, позиция Энгельса искажается, борьба материализма и идеализма в истории философии отрицается и заявляется, что в каждой философии есть свой «основной вопрос» или даже несколько.
Что такое материализм и идеализм?
В чем суть материализма и идеализма — Как было указано выше, материализм в корне отличается от идеализма в вопросе о том, что первично: бытие или сознание, материя или мышление. Поясним. Материалисты убеждены, что материальное первично и объективно, в то время как сознание, мышление, духовное – суть производное этой формы бытия.
- Сознание зависит от материального и подчинено ему.
- В противовес этому, идеалистическая направленность признает первичность мышления, сознания, идеи.
- Все материальное, все существующее явилось порождением, продуктом сознания, и, таким образом, внешний мир – суть отражение внутреннего.
- Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений.
В обоих направлениях вопрос отношения мышления к бытию отличается в ряде моментов, и о них стоит поговорить отдельно. Поскольку к данной теме неприменим строго научный принцип опровергаемости ( фальсифицируемости ), т.е. невозможно однозначно доказать или подтвердить одну из теорий и опровергнуть противоположную, сам вопрос тоже остается открытым.
Что появилось раньше материя или сознание?
Следовательно, материя первична, а сознание человека вторично. Но сознание человека влияет на качество материального (внешнего) мира, в котором этот человек живёт. Поэтому сознание человека первично по отношению к качеству внешнего мира.
Что является первичным сознание или материя?
Первична сила, связывающая сознание с телом. Во сне человек отключен от сознания, но остается живым, благодаря этой силе. Сознание вторично. Тело (вещество) третично — третье следствие силы. Информация — это изменения. Сознание — множество информации, совокупность знаний об этих изменениях (отличиях от предыдущих состояний). Никакая материя ни мгновения не остается неизменной, она все время меняется. Эти изменения и определяют вид и форму материи, подобно тому, как ядро (сознание) атома определяет вид химического элемента. Поэтому по отношению к веществу сознание иерархически первично, так как более причинно: каждое текущее состояние вещества — следствие изменений, происходящих с ним в прошлом. Материя в настоящем отражает состояние сознания в прошлом, которое, в свою очередь является следствием силового взаимодействия в еще более глубоком прошлом. Поэтому сознание первично по отношению к материи. Примечание 12.03.2022 Сознание первично по отношению к материи, если под первичностью и вторичностью подразумеваются соотношение времен. Энергетически более веской является материя. Сила — связь сознания и материи — источник энергии вне времени, находящийся везде и нигде (силовое поле). Сознание без материи не явлено сколь-нибудь заметным образом (неощущаемая информация — это ее отсутствие). Материя без сознания не меняется. Но такой «неизменной» материи не существует. Эти категории по отдельности не существуют. Сравнивать их бессмысленно, как черное с белым. Этот вопрос некорректен своей безальтернативностью. Ответ: и то, и другое, равно как и ни то, ни другое.2,6 K > Поэтому по отношению к веществу сознание иерархически первично, так как более причинно: каждое текущее состояние. . Читать дальше Комментировать ответ Комментировать Специалист ИТ с физмат образованием · 28 мар Это вопрос оба ответа на который возможны и не опровергаемы. Один из ответов отнесет вас к материализму, а второй к идеализму. Попадая в идеализм в окажетесь в мире полностью лишенном разумных законов. Точнее вы будете вольны считать все что вам угодно. Например, верить в Бога, или в то что вы и есть Бог, или . . любой сюр позабористее. Вас ничего не ограничивает. Есл. . Читать далее 514 Комментировать ответ Комментировать Я пенсионер, веду здоровый образ жизни: йога, цигун, медитация, философия Востока. . · 14 янв 2021 Необходимо в начале определить, что такое есть материя.». . Источник жизни, рождения и перемен есть Ци. Все на Небе и на Земле подчиняется этому закону. На периферии Ци охватывает Вселенную, внутри Ци дает начало всему. » Нэй Цаин. Материальный мир не материален-он не что иное как иллюзия, порожденная энергией. Наши традиционные идеи о природе и сущности сознания. . Читать далее 1,3 K Материя — программно сконструированные энергии пространства. Комментировать ответ Комментировать Практическая метафизика, экспериментальная парапсихология, исследование психических. . · 28 апр 2021 Материя не однородна по своей плотности. Сознание не однородно и характеризуется возможностью разделения, слияния и переноса (проекции).
В чем заключается основной закон философии?
В диалектическом материализме — Энгельсом были сформулированы «три закона диалектики», которые были получены им путём интерпретации диалектики Гегеля и философских работ Маркса :
-
Закон единства и борьбы противоположностей («Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешением возникающих противоречий между ними через борьбу» ). Закон перехода количественных изменений в качественные («Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет» ). Закон отрицания отрицания («Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого» ).
Считается, что основным из них является закон единства и борьбы противоположностей. В отношении последнего закона можно также сказать, что преемственность развития осуществляется таким образом, что после второго последовательного отрицания старого новым новое включает в себя старое в снятом, преобразованном на другой основе виде.
Как понять бытие?
1. Понятие бытия — Бытие — это фундаментальная категория философского дискурса, которая фиксирует основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). Понятие «бытие» концептуализирует наличие предметов и явлений, а не содержательный их аспект и может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них смысловыми оттенками.
- Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность).
- В системе философского знания (см.
- Философия ) бытие выступает предметом онтологии (см.
- Онтология ) и противоположно понятию ничто (см. Ничто ).
- В теории познания (см.
- Гносеология ) бытие рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.
В обыденном употреблении понятие о бытии частично совпадает с понятиями универсума, космоса, вселенной, мира, природы, жизни. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть, отмечаются в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов.
- Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в отличие от кажимого) бытия и его осмысление (или участие в нём).
- Наукообразная философия идёт по пути определения понятия бытия и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы бытия как объективного существования.
«Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такое сущее» (Аристотель, «Метафизика» VII, 1). В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует вопрос о бытии, его связи с познанием, с природой (физика) и смыслом человеческого существования (этика), определяется общая ориентация данного направления.
- В разные культурно-исторические эпохи формировался особый язык для выражения разных определений бытия.
- Понятия «сущее» , «сущность» , «существование» , «субстанция» (см.
- Субстанция ) производны от «бытия» и представляют собой его различные аспекты.
- Но при этом существовали и устойчивые традиции.
- Так, античная философия, особенно учения Платона и Аристотеля, на многие столетия определила общий характер и способы членения самого понятия бытия.
Так, классифицирующий анализ бытия у Аристотеля до настоящего времени служит примером для всякого наукообразного подхода к бытию. Этот подход оказался определяющим для философии не только эпохи эллинизма и Средних веков (о понятии бытия в арабо-мусульманской философии), но сохранился вплоть до XVII и начала XVIII века.
- Пересмотр античной традиции, наметившийся уже в первые века христианства, но не приведший тогда к созданию альтернативной онтологии, в преддверии Нового времени происходил главным образом по двум линиям.
- С одной стороны, он был подготовлен номинализмом XIII–XIV веков, расширен английским эмпиризмом XVII–XVIII веков и получил завершение в трансцендентальном идеализме И.
Канта. С другой стороны, принципы не только средневекового, но и античного мышления пересматривались в немецкой мистике (начиная с М. Экхарта и заканчивая эпохой Реформации), а также в пантеистических и близких к пантеизму течениях философии XV–XVII веков, нередко связанных с мистикой и герметизмом — Н.
Что является главным признаком философского понятия материи?
В материалистической философской традиции категория « материя » обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Чем материализм лучше идеализма?
Материализм и идеализм — противоположные способы понимания всякого вопроса Материализм и идеализм не являются двумя абстрактными теориями о природе мира, мало касающимися простых людей, занятых практической деятельностью. Они являются противоположными способами понимания всякого вопроса, и, следовательно, они выражают различный подход к этим вопросам на практике и ведут к самым различным выводам из практической деятельности.
- Нельзя также употреблять термины «материализм» и «идеализм», как некоторые это делают, для выражения противоположных взглядов в области морали; идеализм — как выражение возвышенного, материализм — как выражение низменного и эгоистического.
- Если мы будем употреблять эти термины таким образом, мы никогда не поймем противоположности между идеалистическим и материалистическим философскими воззрениями; потому что этот способ выражения, как говорит Энгельс, означает не что иное, как «непростительную уступку филистерскому предрассудку против названия «материализм», предрассудку, укоренившемуся у филистера под влиянием долголетней поповской клеветы на материализм.
Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, тщеславие и плотские наслаждения, жадность к деньгам, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне. Идеализм же означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в «лучший мир», о котором он кричит перед другими» .
- Прежде чем пытаться дать общее определение материализма и идеализма, рассмотрим, каким образом эти два способа понимания вещей выражаются по отношению к некоторым простым и знакомым вопросам.
- Это поможет нам понять различие между материалистическим и идеалистическим воззрениями.
- Для примера возьмем такое природное и знакомое всем явление как гроза.
Что вызывает грозы? Идеалистический способ понимания этого вопроса — грозы есть следствие гнева бога, который разгневавшись, ниспосылает громы и молнии на провинившееся в чем-то человечество. Материалистический способ понимания гроз — грозы есть действие естественных сил природы.
- Например, древние материалисты считали, что грозы вызываются ударом друг о друга материальных частиц, находящихся в облаках.
- И дело не в том, что это объяснение, как мы сейчас понимаем, ложное, а в том, что это было попыткой материалистического, в отличие от идеалистического, объяснения.
- Сегодня, благодаря науке, мы знаем о грозах значительно больше, но тоже далеко не все, чтобы считать это природное явление хорошо изученным.
Современная наука полагает, что причинами гроз являются грозовые облака, которые формируются в атмосфере при определенных условиях под действием разных воздушных потоков.
В чем заключается философский метод?
Философские методы — это система принципов, опе¬раций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер. Философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимен¬та, не поддаются формализации и математизации. Одним из основных философских методов является диалектика и ее принципы.
Как марксисты характеризуют материю?
Материя — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.
В чем смысл материализма?
Materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).
Кем был Аристотель идеалистом или материалистом?
Так и принято иллюстрировать различие меж двумя великими мыслителями: мысль Платона ищет истину в поднебесье, Аристотель же ориентирован на земное, очевидное и ощутимое. Иными словами, Платон – идеалист, Аристотель – материалист. Аристотель был учеником Платона.
Что утверждают идеалисты?
Идеали́зм ( фр. idéalisme , через лат. idealis от др. -греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии ) в сфере бытия .
Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия , считающая противопоставление идеализма материализму как сущность философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя их, всегда нужно учитывать ту историческую их окраску и, в частности, ту эстетическую значимость, которую они получают в связи с разными периодами исторического развития, в связи с отдельными философами и культурологами и в связи с бесконечно разнообразной пестротой результатов и произведений философов и культурологов.
Абстрактный идеализм в чистом виде и абстрактный материализм в чистом виде являются крайними противоположностями философского мировоззрения , не отвергающими, но предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой .
Почему основной вопрос философии занимает такое особое положение среди других философских вопросов?
А.В. ЕРАХТИН ОСНОВНОЙ ИЛИ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ Основной вопрос философии занимает особое место в мировой философии, поскольку его не может обойти ни одна более или менее развитая философская система. Но в современной отечественной философии он подвергся остракизму, без всяких объяснений изымается из учебных и справочных пособий.
- Авторы, отрицающие наличие этого «основного вопроса», пытаются растворить его в бесконечном множестве других «основных вопросов» и на данном основании отрицают наличие борьбы между материализмом и идеализмом в истории философии.
- В статье показано, что критика основного вопроса философии носит поверхностный и совершенно бездоказательный характер, поскольку она основана на искажении позиции Ф.
Энгельса, который впервые его четко сформулировал. Ключевые слова: монизм, плюрализм, основной вопрос философии, философия и религия, материализм и идеализм, классическая и современная отечественная философия. The basic issue of philosophy plays a peculiar role in the world philosophy since hardly any more or less developed philosophical conception can avoid it.
But in the modern Russian philosophy it was ostracised and eliminated from school-books and manuals without any explanation. The authors who deny the presence of this «basic issue» try to «dissolve» it in numerous other «basic» issues. Based on that, they also deny the struggle between materialism and idealism in the history of philosophy.
The article shows that the criticism of the basic issue ofphilosophy is poorly studied and is of hypothetical nature since it is based on the misinterpretation of the position of Friedrich Engels who was the first to give the clear definition of this issue.
- Keywords: monism, pluralism, basic issue of philosophy, philosophy and religion, materialism and idealism, classical and modern Russian philosophy.
- Философия и общество, № 1 2016 57-67 Вопрос о первоначале является одним из важнейших вопросов философии, с которого, собственно, и начинается эта наука.
Что лежит в основе мира: материальное или духовное начало? Этот вопрос не может обойти ни одна сколько-нибудь развитая философская система. Отношение материи и сознания есть универсальный философский принцип, нашедший свое наиболее полное выражение в основном вопросе философии.
- Основной вопрос философии, вопрос об отношении мышления к бытию, впервые был четко сформулирован Ф.
- Энгельсом, который указал на две его стороны.
- Первая (онтологическая) сторона -это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), другими словами — природа или дух? Материальное или идеальное? Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир, способно ли мышление познать мир таким, каким он существует в действительности.
Приходится напоминать эти азбучные истины классической философии, поскольку о них сегодня нельзя прочитать ни в «Новой философской энциклопедии», ни во многих словарях и вузовских учебниках. А в работах, так или иначе затрагивающих основной вопрос философии, позиция Энгельса искажается, борьба материализма и идеализма в истории философии отрицается и заявляется, что в каждой философии есть свой «основной вопрос» или даже несколько.
Каким образом философы идеалисты решают основной вопрос философии?
Философы — идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр. , познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т.
Как решает основной вопрос философии материализм?
1.2. Философия, ее предмет, основной вопрос и направления — Термин «философия» образован соединением двух греческих слов: philos, что означает любовь и sophos или sophia – мудрость, знание. Этимологически перевод звучит как «любовь к мудрости». Первым, кто употребил это слово, согласно легенде, был Пифагор.
Он не отважился назвать себя мудрецом, поскольку мудрецы, в его понимании, – это только Боги, мудрость только у Богов, а смертные могут быть только «любителями мудрости». Итак, философия (любовь к мудрости) – система обобщенного знания, основополагающих идей, имеющих исторически соответствующий уровень научной доказательности и систему ценностей возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6-5 вв.
до н.э. Философия, по словам Гегеля «есть эпоха, схваченная в мысли», в понятиях и категориях. В философии, как и в других науках, важнейшее значение имеют дефиниции. Философия как учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных возвышениях (идеалы, чаяния, надежды) бытия человека в мире.
В данном определении отражено триединство онтологии, гносеологии и антропологии. Специфика философии состоит в стремлении познать мир в его целостности, выводит нас на природу и единство мира; приводит к пониманию ценности и идеалов человеческого бытия. Платон утверждал, что философии «можно научиться Она делает человека блаженным и счастливым» 5 .
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия – это все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Предмет философии исторически изменяется в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в т.ч. с развитием науки и самого философского знания.
- Мир как целое – так можно было бы обозначить в данном плане предмет философии.
- Не стоит только путать его с «миром в целом».
- В последнем случае под целым имеется в виду нечто включающее все и вся, целое вместе с его относительно самостоятельными частями.
- Мир в целом изучают все науки – каждая под своим углом зрения, со своей особой стороны.
В предмете же философии – мире как целом – целое берется как бы в отличие от своих частей, как дополнительное и новое, которое появляется в результате их взаимодействия – ведь целое никогда не сумма его частей. Предметом философии является система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, разные формы отношения человека к миру.
Объектом философии является отношение: человек – мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия. Диалектика и метафизика разошлись в решении основного вопроса философии.
Линейно-каузальный детерминизм марксистской диалектики избрал вариант первичности или вторичности в понимании и трактовке соотношения материи и духа. Марксистский подход (по Энгельсу) предполагает две стороны основного вопроса философии: онтологическую и гносеологическую.
Кто сформулировал основной вопрос философии как проблему смысла человеческого существования?
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вопрос о взаимоотношении духовного и материального начал.О.В.Ф. не всегда осознавался в качестве такового, и только развитие в философии представлений о собственной специфике позволило сформулировать О.В.Ф. В любой науке ее основной вопрос в основном совпадает с ее предметом.
- В философии дело обстоит несколько иначе.
- Каждый философ выделяет те вопросы, которые считает основными для себя и для всей философии. Для Ф.
- Бэкона главным был вопрос о расширении могущества человека над природой, для Гельвеция — вопрос о сущности счастья, для Руссо — вопрос о причинах социального неравенства, для Канта — вопрос о сущности человека, для А.
Камю — вопрос о смысле жизни.Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал О.В.Ф. по-иному: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».
На первый взгляд, взаимодействие материи и сознания и стремление выяснить смысл жизни или суть человеческого счастья далеки друг от друга. Однако, чтобы ответить, например, на три знаменитых кантовских «основных вопроса»: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», необходимо понять человеческую природу, суть человеческих потребностей, границы возможностей человека, его отношение к двум наиболее общим «родам бытия» — к материи, олицетворяющей ограниченность человеческих возможностей, предел для человеческих мечтаний, неизбежную смерть, и к царству духа — царству свободы, области реализации всех человеческих потребностей, носителю гармонии, целесообразности, бессмертия.
Решить свои жизненные проблемы человек как носитель философского разума может двумя способами: либо признать приоритет одной из сторон мировоззренческого противостояния, либо искать точки их объединения.О.В.Ф. — это ценностно-смысловая доминанта философии как «жизненного разума», раскрывающая смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы — «быть или не быть».О.В.Ф.
- не совпадает полностью с предметом философии.
- Предмет философии — это исследование всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках, а О.В.Ф.
- показывает, какой стороной это всеобщее как бы «повернуто» к человеку.
- Он выдает тайну философии, позволяет за бесстрастием абстракций увидеть лицо страдающего и мыслящего человека, позволяет ощутить его заветное желание «быть».
Понятие «человек» не совпадает с понятием «идеальное». Человек — это единство материального и идеального, тела и духа. «Мир» не совпадает с понятием «материя». Мир — это целостность, противостоящая человеку, являющаяся условием его существования, объектом его деятельности; в нем присутствуют «идеальные» формы» человеческой деятельности, теории, произведения искусства.О.В.Ф.