Какие Географические Методы Бывают?

Какие Географические Методы Бывают
Ответы на билеты ГИА по географии — Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются: 1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии.

  • Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.2) Исторический метод .
  • Всё на Земле развивается исторически.
  • Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.3) Статистический метод .

Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов , численность населения , демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.4) Экономико-математический .

Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения , рождаемости , смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций , ресурсообеспеченности , ВВП на душу населения и т.д.5) Метод географического районирования . Выделение физико-географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.6) Сравнительно-географический .

Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.7) Метод полевых исследований и наблюдений .

Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.8) Метод дистанционных наблюдений .

Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт , в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей — важный метод исследования географии.

Какие методы есть в географических исследованиях?

Для получения географической информации используют разные методы : описания, наблюдения, сравнения, картографический, статистический, аэрокосмический, геоинформационный и др.

Какие традиционные методы географических исследований существуют?

Исторический метод – занимается исследованием географических объектов, начиная с момента их возникновения и до настоящего времени; Сравнительный метод – способ обнаружения общих черт или различий между объектами или явлениями.

Какой метод исследования является частным в географии?

Общегеографические методы пронизывают всю систему географических наук. Частногеографические методы применяются отдельными географами, например, только физико-географами или экономико-географами.

Что такое Геоинформационный метод?

Геоинформационная система (географическая информационная система, ГИС) — система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.

Что такое сравнительный метод в географии?

Карта — «язык» географии. С помощью карты можно получить много знаний о местности, которая изучается. На карте информация, полученная в ходе наблюдений и описаний, отражается в виде условных знаков. Картографический метод — определение с помощью различных карт местонахождения, высоты и размеров форм земной поверхности, описание различных явлений.

Первые графические изображения местности создавали ещё первобытные люди, представляя в наскальных рисунках места охоты. Далее начали появляться своеобразные карты знакомой местности на доступных в то время материалах: коре деревьев и собственно на древесине, коже и кости животных. Первые карты появились в Древней Греции (\(VIII\)–\(VI\) вв.

до н.э.). Расцвет картографии в Европе начался в \(XV\) веке. Это был период Великих географических открытий. По мере открытия новых земель карты становились всё более точными. Рис. \(1\). Карта Эратосфена Со временем карты усовершенствовались. Сейчас особой популярностью пользуются компьютерные карты. Рис. \(2\). Электронная карта На современном этапе выпускаются различные тематические карты: географические, исторические, климатические, туристические, дорожные, карты природных ресурсов, почвенные карты и др. Карты используются как в научной, так и в практической деятельности.

С помощью карт можно изучить географические объекты, а также явления, характерные для определённой территории. Сравнительно-географический метод Этот метод является одним из старейших в географической науке. Между собой сравнивают геогра­фические объекты, процессы, явления, расположенные на разных территориях или наблюдаемые в разное время.

Сравнительно-географический метод — метод, в результате которого устанав­ливаются пространственные или временные различия. При сравнении обычно выполняют две операции:

    выявление общих черт;поиск различий.

Источники: Рис.2.

Что такое количественные методы в географии?

Количественные методы – это способ изучения явлений и процессов на основе измерения. Количественные методы в исторических исследованиях. Историк и метод. Рождение новой научной «количественной» истории – клиометрии. Рождение количественной истории – рубеж середины 20 века.

  1. Количественная история – её считали новой, следовательно, она должна по-новому интерпретировать все явления.
  2. Главное – по-новому вести само историческое исследование.
  3. Новое понимание научной истории.
  4. Формирование новых исторических школ.
  5. Почему произошло и зачем, какая польза тогда и сейчас – наши вопросы.

Изучение того, как историк может работать с тем материалом, с которым приходится иметь дело. «Историк не может видеть то, что ты должен описывать» — есть 2 вещи: источник и инструментарий (метод исследования). Общая ситуация времени рождения колистории.

Все школы развивались по своей траектории, есть большая разница между отечественной и американской школами. Наша школа – высокий уровень в тот период. Родоначальник – Коващенко. В США – Фогель. Главное отличие – в СССР расценивалось как дальнейшее развитие методов исследования. В США – первым вопросом было что-то новое (новая история = новые результаты, или же опровержение старых фактов).

И там, и там речь все-таки шла о том, что эта история – научная история, она хочет сделать историю наукой. Метод, его структура и особенность. Квантификация = количественные методы. Как можно использовать измерения в истории? Метод – это способ познания\изучения исторической реальности.

  1. Но методы бывают разные.
  2. Субъект – историк, объект изучения – источник, метод – способ, как можно изучать объект.
  3. Временные и пространственные рамки – очень важно о них помнить.
  4. Говоря о методе, следует его характеризовать в двух аспектах: 1.
  5. С точки зрения уровня.
  6. По уровню: · Философские · Общенаучные · Специальнонаучные методы.

Количественные методы относятся к общенаучным методам. Однако использование количественных методов в истории имеет свою очень значимую специфику.2. С точки зрения структуры. Любой метод имеет 3 составные части: · Методология – это теория метода. Она представляет собой основные принципы пути и способа познания.

· Методика – это совокупность правил и процедур, с помощью которых осуществляется реализация основных принципов (т.е. методологии). · Техника исторического исследования – это инструментарий применения методик. Историк в самом общем плане выделяет описательные методы и количественные методы, основанные на измерении.

Описание в принципе как самый традиционный метод в истории. Положительные стороны: · глубокая традиция в историческом сочинении · полезно при выявлении индивидуальных черт изучаемых явлений, детальных характеристиках исторической эпохи · биографический характер · «история повседневности» Имеет определенную ограниченность для решения задач, связанных с изучением массовых явлений и процессов.

Что такое метод географического районирования?

Фи́зико- географи́ческое райони́рование — система территориального деления земной поверхности, основанная на выявлении и исследовании системы соподчинённых природных регионов, обладающих внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, классифицирует природные территориальные комплексы.

Что такое метод исследования приведите примеры?

Метод – это способ научного познания действительности. Примеры методов : наблюдение, центрифугирование, гибридологический. Например, центрифугирование применяется для того, чтобы получить фракции органоидов клетки.

Что такое современные картографические методы?

Библиографическое описание: — Гакаев, Р.А. Методы картографического исследования и этапы их формирования / Р.А. Гакаев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С.1-4. — URL: https://moluch. ru/th/3/archive/21/816/ (дата обращения: 27.08.2022).

  1.  Картографическая наука и картографические исследования формировались непосредственно с развитием самой географической науки.
  2. Исторические источники сыграли большое значение в формировании географической науки.
  3. Каждая карта создавалась в целях научных или практических изысканий.
  4. Географические знания, формировались у всех древних цивилизаций и обществ, тем не менее они не распространяли свое присутствие дальше окружающей их территории.

История древнейших и древних цивилизаций даёт нам представление того времени о географической картине мира, которая формировалась в результате путешествий, научных представлений учёных и философов древнего мира. Наиболее известными из них являются древнегреческий путешественник и учёный Геродот и философ Аристотель, представлявший нашу Землю в виде шара, александрийский учёный Эратосфен — один из создателей первого систематичного труда по географии и впервые применивший для обозначения знаний о Земле слово «География».

К плеяде учёных древнего мира относится древнегреческий учёный Страбон, который на основе своих путешествий создал многотомный труд . «География» и древнеегипетский астроном, математик и географ Клавдий Птолемей. Карты были нужны, чтобы зафиксировать границы охотничьих угодий, земельных наделов, что особенно было распространено при освоении новых территорий, например в Римской империи, позднее церковных владений и т.д.

Картографические рисунки известны и в рабовладельческих обществах древности обитавших в долинах рек Тигра и Евфрата, а также в Египте. В этих странах было развито ирригационное земледелие, которое требовало возведения обширной системы оросительных и осушительных сооружений.

Развитию в Греции картографических знаний способствовало колонизационное движение, особенно сильное в VIII-VI вв. до н.э. Оно привело к образованию греческих колоний на обширном пространстве. На развитие картографии в Древнем Риме глубокое влияние оказало использование карт для нужд практики, для удовлетворения запросов военного и административного аппарата.

Изображение дорог на карте могло дать ценное пособие для военных, административных и торговых надобностей, и такие карты были созданы. Замечательно приспособление римских дорожных карт для использования в пути. Одна из таких карт, известная под названием Пёйтингеровой таблицы, скопированная с некоторыми поздними добавлениями с оригинала IV века дошла до наших дней.

  1. В эпоху рабовладельческого общества география и картография образовали в Китае обособленный очаг раннего и продуктивного развития.
  2. Хотя в письменных источниках китайской культуры того времени имеются упоминания о картографической деятельности, побуждаемой военными целями, полной неожиданностью оказалось открытие при археологических раскопках 1973 г.

на юге Китая, трех цветных карт, которые по своему содержанию и форме превосходят подобные топографические карты, появившиеся в Европе несколько столетий спустя.

Как называется метод познания и учета особенностей различных территорий?

Районирование – основной метод географических исследований.

Какие источники географических знаний вы знаете?

Учебник по Географии.7 класс. Довгань — Новая программа — Вы узнаете: • какие источники содержат информацию о материках и океанах • о разных видах карт Вспомните: • известные вам источники географической информации • что такое географическая карта и чем она отличается от плана местности В древние времена географическая информация была важнее золота.

  • Путешественники составляли описания новых земель, мореплаватели записывали подробности плаваний в бортовые журналы.
  • Сейчас чтобы получить сведения об отдаленных уголках земного шара, совсем не обязательно отправляться в путешествие.
  • Подняться на самые высокие вершины, проплыть глубинами океанов, увидеть извержение вулкана и даже стать свидетелем цунами вам помогут различные источники географических знаний.

Одним из важных источников географической информации с древних времен и до сегодняшнего дня остаются географические карты.1. Источники географической информации о материках и океанах. В наше время источников географической информации очень много. Ее невозможно разместить в одной книге или на веб-сайте.

Чтобы получить желаемый результат, вам необходимо научиться пользоваться различными информационными ресурсами. Все источники географической информации делятся на первичные и вторичные. Первичные источники связаны с исследованиями объектов непосредственно на местности. Во время путешествий вы можете самостоятельно составить описание территории, фотографировать, наблюдать и записывать.

Однако исследование материков и океанов требует умения работать со вторичными источниками, полученными и упорядоченными другими учеными. К ним относят литературные и мультимедийные источники, образовательные сайты, ресурсы библиотек, сеть Интернет, музейные экспозиции, а также статистическую информацию.

Для выполнения творческих заданий и исследований вам понадобятся энциклопедии, справочники, периодические издания. О научных исследованиях, экспедициях, открытиях, достижениях украинской и международной науки вы можете узнать в газетах «Всемирная география» и «National Geographic»; многогранный мир природы раскроют перед вами страницы журналов для детей и юношества «Колосок» и «Юный натуралист».

Во время подготовки к урокам географии вашим надежным помощником станет учебник. Универсальным источником географических знаний являются карты — «второй язык» географии. С их помощью можно получить основные сведения о природе и населении определенной территории, а также его хозяйственной деятельности.

Карты помогают выявить причины географических явлений, формирования различных природных комплексов на планете. Карты возникли еще в древности и постепенно видоизменялись: наскальные рисунки сменились рукописными бумажными картами, позже появились печатные гравюры и полиграфические оттиски, теперь — электронные изображения, их печатные копии, геоинформационные системы (ГИС) (рис.1).

Однако, несмотря на изменения, карты остаются важным средством отображения и познания окружающего мира. В наше время умение читать карты необходимо каждому человеку так же, как и умение пользоваться компьютером.

Что такое сравнительный метод в географии?

Карта — «язык» географии. С помощью карты можно получить много знаний о местности, которая изучается. На карте информация, полученная в ходе наблюдений и описаний, отражается в виде условных знаков. Картографический метод — определение с помощью различных карт местонахождения, высоты и размеров форм земной поверхности, описание различных явлений.

Первые графические изображения местности создавали ещё первобытные люди, представляя в наскальных рисунках места охоты. Далее начали появляться своеобразные карты знакомой местности на доступных в то время материалах: коре деревьев и собственно на древесине, коже и кости животных. Первые карты появились в Древней Греции (\(VIII\)–\(VI\) вв.

до н.э.). Расцвет картографии в Европе начался в \(XV\) веке. Это был период Великих географических открытий. По мере открытия новых земель карты становились всё более точными. Рис. \(1\). Карта Эратосфена Со временем карты усовершенствовались. Сейчас особой популярностью пользуются компьютерные карты. Рис. \(2\). Электронная карта На современном этапе выпускаются различные тематические карты: географические, исторические, климатические, туристические, дорожные, карты природных ресурсов, почвенные карты и др. Карты используются как в научной, так и в практической деятельности.

С помощью карт можно изучить географические объекты, а также явления, характерные для определённой территории. Сравнительно-географический метод Этот метод является одним из старейших в географической науке. Между собой сравнивают геогра­фические объекты, процессы, явления, расположенные на разных территориях или наблюдаемые в разное время.

Сравнительно-географический метод — метод, в результате которого устанав­ливаются пространственные или временные различия. При сравнении обычно выполняют две операции:

    выявление общих черт;поиск различий.

Источники: Рис.2.

Какие из географических исследований являются современными?

В XX в. появился новый раздел географической науки — космическая география для изучения природы Земли с помощью космических аппаратов. Важное направление современных географических исследований — комплексный мониторинг объектов или явлений, которые происходят в атмосфере, литосфере, гидросфере, биосфере Земли.

Что такое статический метод в географии?

Статистические материалы широко распространены в географии. Они являются неотъемлемой её частью. К статистике в географии относятся всевозможные числовые данные, такие, как высоты, глубины, численность населения, климатические показатели, различные коэффициенты (увлажнения, испаряемости, радиационного баланса) и затрагивают абсолютно все разделы географии.

  1. Различные дисциплины, такие как демография, экономическая и социальная география России и мира, топография, картография, геоморфология, физическая география материков и океанов, пользуются статистическими методами в обучении.
  2. Использование этого метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели и делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков, динамики роста численности населения, сельскохозяйственной и промышленной продукции и др.

Использование статистических материалов развивает познавательную активность студентов, самостоятельность в оценке географических фактов и явлений, знакомит студентов с приемами научного познания — наблюдением, анализом, обобщением, вооружая студентов научными принципами изучения естественных и общественных явлений, являясь в то же время опорой для обоснованных выводов и умозаключений.

  • Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.
  • Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например размеры территории, численность населения.

Они выражаются в: натуральных единицах измерения (тонны, килограммы, километры, квадратные метры); условно-натуральных (тонны условного топлива); стоимостных (дают денежную оценку социально-экономическим явлениям и процессам) . Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения и т.д.

Коэффициенты — показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений. В географических дисциплнах этот вид статистических показателей представлен коэффициентами увлажнения, специализации экономических районов, темпами роста промышленного производства и населения и др. Важным методическим приемом осуществления качественного анализа является сравнение.

Например, сравнение неизвестного типа климата с климатическими условиями своей местности . В курсе физической географии России и физической географии материков и океанов понятие «климат» больше дифференцируется на основе работы с обобщающими статистическими показателями: коэффициентом увлажнения, суммарной солнечной радиацией, поглощенной солнечной радиацией, испаряемостью.

Что такое количественные методы в географии?

Количественные методы – это способ изучения явлений и процессов на основе измерения. Количественные методы в исторических исследованиях. Историк и метод. Рождение новой научной «количественной» истории – клиометрии. Рождение количественной истории – рубеж середины 20 века.

  • Количественная история – её считали новой, следовательно, она должна по-новому интерпретировать все явления.
  • Главное – по-новому вести само историческое исследование.
  • Новое понимание научной истории.
  • Формирование новых исторических школ.
  • Почему произошло и зачем, какая польза тогда и сейчас – наши вопросы.

Изучение того, как историк может работать с тем материалом, с которым приходится иметь дело. «Историк не может видеть то, что ты должен описывать» — есть 2 вещи: источник и инструментарий (метод исследования). Общая ситуация времени рождения колистории.

  1. Все школы развивались по своей траектории, есть большая разница между отечественной и американской школами.
  2. Наша школа – высокий уровень в тот период.
  3. Родоначальник – Коващенко.
  4. В США – Фогель.
  5. Главное отличие – в СССР расценивалось как дальнейшее развитие методов исследования.
  6. В США – первым вопросом было что-то новое (новая история = новые результаты, или же опровержение старых фактов).

И там, и там речь все-таки шла о том, что эта история – научная история, она хочет сделать историю наукой. Метод, его структура и особенность. Квантификация = количественные методы. Как можно использовать измерения в истории? Метод – это способ познания\изучения исторической реальности.

Но методы бывают разные. Субъект – историк, объект изучения – источник, метод – способ, как можно изучать объект. Временные и пространственные рамки – очень важно о них помнить. Говоря о методе, следует его характеризовать в двух аспектах: 1. С точки зрения уровня. По уровню: · Философские · Общенаучные · Специальнонаучные методы.

Количественные методы относятся к общенаучным методам. Однако использование количественных методов в истории имеет свою очень значимую специфику.2. С точки зрения структуры. Любой метод имеет 3 составные части: · Методология – это теория метода. Она представляет собой основные принципы пути и способа познания.

  • · Методика – это совокупность правил и процедур, с помощью которых осуществляется реализация основных принципов (т.е.
  • методологии).
  • · Техника исторического исследования – это инструментарий применения методик.
  • Историк в самом общем плане выделяет описательные методы и количественные методы, основанные на измерении.

Описание в принципе как самый традиционный метод в истории. Положительные стороны: · глубокая традиция в историческом сочинении · полезно при выявлении индивидуальных черт изучаемых явлений, детальных характеристиках исторической эпохи · биографический характер · «история повседневности» Имеет определенную ограниченность для решения задач, связанных с изучением массовых явлений и процессов.