В Чем Основной Вопрос Философии?

В Чем Основной Вопрос Философии
Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в марксистской философии, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.

В чем заключается основной вопрос философии своими словами?

Основной вопрос философии – вопрос о соотношении бытия и мышления. Существует две стороны основного вопроса философии, над решением которых размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона подразумевает определение первичности бытия и сознания.

Каков главный вопрос философии по Платону?

ОВФ в экзистенциализме — У Альбера Камю это неявная ДИЛЕММА: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого, — значит ответить на основной вопрос философии. »

Как Энгельс формулирует основной вопрос философии?

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вопрос о взаимоотношении духовного и материального начал.О.В.Ф. не всегда осознавался в качестве такового, и только развитие в философии представлений о собственной специфике позволило сформулировать О.В.Ф. В любой науке ее основной вопрос в основном совпадает с ее предметом.

В философии дело обстоит несколько иначе. Каждый философ выделяет те вопросы, которые считает основными для себя и для всей философии. Для Ф. Бэкона главным был вопрос о расширении могущества человека над природой, для Гельвеция — вопрос о сущности счастья, для Руссо — вопрос о причинах социального неравенства, для Канта — вопрос о сущности человека, для А.

Камю — вопрос о смысле жизни.Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал О.В.Ф. по-иному: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».

На первый взгляд, взаимодействие материи и сознания и стремление выяснить смысл жизни или суть человеческого счастья далеки друг от друга. Однако, чтобы ответить, например, на три знаменитых кантовских «основных вопроса»: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», необходимо понять человеческую природу, суть человеческих потребностей, границы возможностей человека, его отношение к двум наиболее общим «родам бытия» — к материи, олицетворяющей ограниченность человеческих возможностей, предел для человеческих мечтаний, неизбежную смерть, и к царству духа — царству свободы, области реализации всех человеческих потребностей, носителю гармонии, целесообразности, бессмертия.

Решить свои жизненные проблемы человек как носитель философского разума может двумя способами: либо признать приоритет одной из сторон мировоззренческого противостояния, либо искать точки их объединения.О.В.Ф. — это ценностно-смысловая доминанта философии как «жизненного разума», раскрывающая смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы — «быть или не быть».О.В.Ф.

  • не совпадает полностью с предметом философии.
  • Предмет философии — это исследование всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках, а О.В.Ф.
  • показывает, какой стороной это всеобщее как бы «повернуто» к человеку.
  • Он выдает тайну философии, позволяет за бесстрастием абстракций увидеть лицо страдающего и мыслящего человека, позволяет ощутить его заветное желание «быть».

Понятие «человек» не совпадает с понятием «идеальное». Человек — это единство материального и идеального, тела и духа. «Мир» не совпадает с понятием «материя». Мир — это целостность, противостоящая человеку, являющаяся условием его существования, объектом его деятельности; в нем присутствуют «идеальные» формы» человеческой деятельности, теории, произведения искусства.О.В.Ф.

В чем состоит предмет философии?

Предмет философии – всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.

В чем заключается основной закон философии?

В диалектическом материализме — Энгельсом были сформулированы «три закона диалектики», которые были получены им путём интерпретации диалектики Гегеля и философских работ Маркса :

    Закон единства и борьбы противоположностей («Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешением возникающих противоречий между ними через борьбу» ). Закон перехода количественных изменений в качественные («Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет» ). Закон отрицания отрицания («Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого» ).

Считается, что основным из них является закон единства и борьбы противоположностей. В отношении последнего закона можно также сказать, что преемственность развития осуществляется таким образом, что после второго последовательного отрицания старого новым новое включает в себя старое в снятом, преобразованном на другой основе виде.

Кто сформулировал основной вопрос философии?

Основной вопрос философии занимает особое место в мировой философии, поскольку его не может обойти ни одна более или менее развитая философская система. Но в современной отечественной философии он подвергся остракизму, без всяких объяснений изымается из учебных и справочных пособий.

  1. Авторы, отрицающие наличие этого «основного вопроса», пытаются растворить его в бесконечном множестве других «основных вопросов» и на данном основании отрицают наличие борьбы между материализмом и идеализмом в истории философии.
  2. В статье показано, что критика основного вопроса философии носит поверхностный и совершенно бездоказательный характер, поскольку она основана на искажении позиции Ф.

Энгельса, который впервые его четко сформулировал. Ключевые слова: монизм, плюрализм, основной вопрос философии, философия и религия, материализм и идеализм, классическая и современная отечественная философия. The basic issue of philosophy plays a peculiar role in the world philosophy since hardly any more or less developed philosophical conception can avoid it.

  • But in the modern Russian philosophy it was ostracised and eliminated from school-books and manuals without any explanation.
  • The authors who deny the presence of this ‘basic issue’ try to ‘dissolve’ it in numerous other ‘basic’ issues.
  • Based on that, they also deny the struggle between materialism and idealism in the history of philosophy.

The article shows that the criticism of the basic issue of philosophy is poorly studied and is of hypothetical nature since it is based on the misinterpretation of the position of Friedrich Engels who was the first to give the clear definition of this issue.

  1. Keywords: monism, pluralism, basic issue of philosophy, philosophy and religion, materialism and idealism, classical and modern Russian philosophy.
  2. Вопрос о первоначале является одним из важнейших вопросов философии, с которого, собственно, и начинается эта наука.
  3. Что лежит в основе мира: материальное или духовное начало? Этот вопрос не может обойти ни одна сколько-нибудь развитая философская система.

Отношение материи и сознания есть универсальный философский принцип, нашедший свое наиболее полное выражение в основном вопросе философии. Основной вопрос философии, вопрос об отношении мышления к бытию, впервые был четко сформулирован Ф. Энгельсом, который указал на две его стороны.

Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), другими словами – природа или дух? Материальное или идеальное? Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир, способно ли мышление познать мир таким, каким он существует в действительности.

Приходится напоминать эти азбучные истины классической философии, поскольку о них сегодня нельзя прочитать ни в «Новой философской энциклопедии», ни во многих словарях и вузовских учебниках. А в работах, так или иначе затрагивающих основной вопрос философии, позиция Энгельса искажается, борьба материализма и идеализма в истории философии отрицается и заявляется, что в каждой философии есть свой «основной вопрос» или даже несколько.

В чем заключается философский метод?

Философские методы — это система принципов, опе¬раций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер. Философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимен¬та, не поддаются формализации и математизации. Одним из основных философских методов является диалектика и ее принципы.

В чем смысл философии Платона?

Сущность философии по Платону — Согласно Платону , философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.

Какие основные функции выполняет философия?

Функции философии — Философия как наука выполняет несколько функций:

    Мировоззренческую. Познавательную. Методологическую. Ценностно-ориентировочную. Мотивационно-побудительную.

Рассмотрим каждую более подробно.

Почему материя первична?

Первична сила, связывающая сознание с телом. Во сне человек отключен от сознания, но остается живым, благодаря этой силе. Сознание вторично. Тело (вещество) третично — третье следствие силы. Информация — это изменения. Сознание — множество информации, совокупность знаний об этих изменениях (отличиях от предыдущих состояний). Никакая материя ни мгновения не остается неизменной, она все время меняется. Эти изменения и определяют вид и форму материи, подобно тому, как ядро (сознание) атома определяет вид химического элемента. Поэтому по отношению к веществу сознание иерархически первично, так как более причинно: каждое текущее состояние вещества — следствие изменений, происходящих с ним в прошлом. Материя в настоящем отражает состояние сознания в прошлом, которое, в свою очередь является следствием силового взаимодействия в еще более глубоком прошлом. Поэтому сознание первично по отношению к материи. Примечание 12.03.2022 Сознание первично по отношению к материи, если под первичностью и вторичностью подразумеваются соотношение времен. Энергетически более веской является материя. Сила — связь сознания и материи — источник энергии вне времени, находящийся везде и нигде (силовое поле). Сознание без материи не явлено сколь-нибудь заметным образом (неощущаемая информация — это ее отсутствие). Материя без сознания не меняется. Но такой «неизменной» материи не существует. Эти категории по отдельности не существуют. Сравнивать их бессмысленно, как черное с белым. Этот вопрос некорректен своей безальтернативностью. Ответ: и то, и другое, равно как и ни то, ни другое.2,6 K > Поэтому по отношению к веществу сознание иерархически первично, так как более причинно: каждое текущее состояние. . Читать дальше Комментировать ответ Комментировать Специалист ИТ с физмат образованием · 28 мар Это вопрос оба ответа на который возможны и не опровергаемы. Один из ответов отнесет вас к материализму, а второй к идеализму. Попадая в идеализм в окажетесь в мире полностью лишенном разумных законов. Точнее вы будете вольны считать все что вам угодно. Например, верить в Бога, или в то что вы и есть Бог, или . . любой сюр позабористее. Вас ничего не ограничивает. Есл. . Читать далее 514 Комментировать ответ Комментировать Я пенсионер, веду здоровый образ жизни: йога, цигун, медитация, философия Востока. . · 14 янв 2021 Необходимо в начале определить, что такое есть материя.». . Источник жизни, рождения и перемен есть Ци. Все на Небе и на Земле подчиняется этому закону. На периферии Ци охватывает Вселенную, внутри Ци дает начало всему. » Нэй Цаин. Материальный мир не материален-он не что иное как иллюзия, порожденная энергией. Наши традиционные идеи о природе и сущности сознания. . Читать далее 1,3 K Материя — программно сконструированные энергии пространства. Комментировать ответ Комментировать Практическая метафизика, экспериментальная парапсихология, исследование психических. . · 28 апр 2021 Материя не однородна по своей плотности. Сознание не однородно и характеризуется возможностью разделения, слияния и переноса (проекции).

Какие стороны имеет основной вопрос философии Согласно Фридриху Энгельсу?

Бурные философские «разборки» последнего десятилетия не обошли стороной и ту проблему, которую Ф. Энгельс назвал в свое время основным вопросом философии. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, – писал он в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886 г.), – есть вопрос об отношении мышления к бытию» .

Разумеется, для придания проблеме отношения мышления к бытию такого возвышенного статуса (не просто основного, но великого основного вопроса) у Энгельса нашлись весомые аргументы как онтологического порядка, то есть за пределами самой философии, так и внутри ее, в русле всемирного (или, по крайней мере, европейского) историко-философского процесса.

Во-первых, данный вопрос поистине велик, ибо явился на свет не как плод кабинетных рассуждений философов-профессионалов, а как жизненно важный вывод человека-практика о природе окружающего его мира и об его отношении к этому миру. Вообще, последовательность появления каждого из основных направлений в философии (материализма и идеализма) и вариантов внутри них производна от логики познания человеком-практиком окружающего мира.

  • Прежде всего до человека доходит, что мир, в котором он существует и действует, объективен, независим от него, и он должен к нему приспосабливаться.
  • Именно так и поступает человек на протяжении всей своей истории в меру своих развивающихся способностей к познанию мира и его практическому освоению.
  • Но тут же вслед за решением вопроса об объективности мира перед человеком встал и другой вопрос: если этот мир независим от меня, то от кого же он зависим? Допустить, что «мир никем не создан, ни из людей, ни из богов», как это сделает потом Гераклит, совершенно беспомощный еще перед лицом природы первобытный человек не мог.

В этих условиях неизбежно рождалось решение в духе идеализма объективного, причем в его нерафинированном, религиозном виде. И только через много веков, по мере того как под воздействием физических и духовных усилий человека зримо изменился окружающий мир, созрел вывод о человеке – субъекте истории.

  1. Оторванный от признания объективности мира и возведенный в абсолют этот вывод лег в основу субъективно-идеалистического решения основного вопроса философии.
  2. Во-вторых, вопрос об отношении мышления к бытию велик и в том плане, что проходит через всю историю философии и его однозначное, монистическое решение характеризует подавляющее большинство мыслителей за исклю­чением считанного числа дуалистов.

Эти аргументы приходится воспроизводить по той причине, что сегодня появляются версии о случайном происхождении («оброненности») анализируемого энгельсов­ского вывода.В.И. Свинцов пишет: «Ретроспективно оценивая возникновение и развитие марксистской философии, трудно отделаться от впечатления: выделение одного из множества философских вопросов и его маркирование термином «основной» не лишено элементов случайности.

Как решает основной вопрос философии материализм?

1.2. Философия, ее предмет, основной вопрос и направления — Термин «философия» образован соединением двух греческих слов: philos, что означает любовь и sophos или sophia – мудрость, знание. Этимологически перевод звучит как «любовь к мудрости». Первым, кто употребил это слово, согласно легенде, был Пифагор.

  • Он не отважился назвать себя мудрецом, поскольку мудрецы, в его понимании, – это только Боги, мудрость только у Богов, а смертные могут быть только «любителями мудрости».
  • Итак, философия (любовь к мудрости) – система обобщенного знания, основополагающих идей, имеющих исторически соответствующий уровень научной доказательности и систему ценностей возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6-5 вв.

до н.э. Философия, по словам Гегеля «есть эпоха, схваченная в мысли», в понятиях и категориях. В философии, как и в других науках, важнейшее значение имеют дефиниции. Философия как учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных возвышениях (идеалы, чаяния, надежды) бытия человека в мире.

В данном определении отражено триединство онтологии, гносеологии и антропологии. Специфика философии состоит в стремлении познать мир в его целостности, выводит нас на природу и единство мира; приводит к пониманию ценности и идеалов человеческого бытия. Платон утверждал, что философии «можно научиться Она делает человека блаженным и счастливым» 5 .

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия – это все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Предмет философии исторически изменяется в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в т.ч. с развитием науки и самого философского знания.

  1. Мир как целое – так можно было бы обозначить в данном плане предмет философии.
  2. Не стоит только путать его с «миром в целом».
  3. В последнем случае под целым имеется в виду нечто включающее все и вся, целое вместе с его относительно самостоятельными частями.
  4. Мир в целом изучают все науки – каждая под своим углом зрения, со своей особой стороны.

В предмете же философии – мире как целом – целое берется как бы в отличие от своих частей, как дополнительное и новое, которое появляется в результате их взаимодействия – ведь целое никогда не сумма его частей. Предметом философии является система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, разные формы отношения человека к миру.

Объектом философии является отношение: человек – мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия. Диалектика и метафизика разошлись в решении основного вопроса философии.

Линейно-каузальный детерминизм марксистской диалектики избрал вариант первичности или вторичности в понимании и трактовке соотношения материи и духа. Марксистский подход (по Энгельсу) предполагает две стороны основного вопроса философии: онтологическую и гносеологическую.

Чему нас учит философия?

Философия учит осознанно делать шаги и принимать решения, чтобы не просто накапливать опыт для себя, а быть и для кого-то примером.47. Философия учит «выглядывать за границы» своего маленького мира и быть полезным другому человеку или животному, а при желании даже природе и нашей планете.

Каковы цели и задачи философии?

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Сущность цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру.

В чем смысл и предназначение философии?

 Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение). Предмет философии – рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек» Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы мак­ симально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости. Функции философии: 1. Регулятивные и организующие(методология) – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем) 2. Объяснителная (когнитивная) 3. Аксологическая («аксо»–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности). Подводя итог, еще раз определим природу и назначение фи­лософии, обратившись к высказываниям великих, которые, за­ метьте, образуют известную гармонию. Грек Платон в своих ди­ алогах «Федон» и «Федр» вкладывает в уста Сократа размышление о том, что под воздействием философии душа че­ловека очищается и человек «становится подлинно совершенным». Француз Монтенъ видит конечную цель философии в добродетели. Англичанин Гоббс считает, что недостаток философии причиняет много страданий, «назначение философии заключа­ ется, таким образом, в том, что благодаря ей мы можем исполь­зовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на осно­ вании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ». Немец Гуссерль формулирует бесконечную задачу философии как «функ­ цию свободной и универсальной теоретической рефлексии, ох- шггмвающей также все идеалы и всеобщий идеал, т.е. универ- <:ум всех норм". Русский В.С. Соловъев видит назначение философии в стремлении "к духовной цельности человеческого существования". С ним согласен другой наш соотечественник Н.А. Бердяев: философия есть часть, опыт, акт жизни, значение которого выступает как "творческий прорыв к смыслу бытия". Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризует философию как "последнее выговаривание и последний спор человека, захваты­вающие его целиком и постоянно".

В чем заключается философский метод?

Философские методы — это система принципов, опе¬раций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер. Философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимен¬та, не поддаются формализации и математизации. Одним из основных философских методов является диалектика и ее принципы.

Кто такой философ простыми словами?

Создание термина — Термин «философ» ( др. -греч. φιλόσοφος ) старше термина « философия », изначально применялся для обозначения образованного человека вообще. В том смысле, в котором он употреблялся в античности , его впервые использовал древнегреческий философ Пифагор .

  • По сообщению Диогена Лаэртского : Философию философией , а себя философом впервые стал называть Пифагор мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек.
  • Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости .

И в другом месте, на вопрос, кто он такой, Пифагор отвечает: «„Философ», что значит „любомудр»», философы, по его словам, тяготеют «до единой только истины» . Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», это Гераклит : Очень много должны знать мужи-философы Философ у Гераклита — это, судя по дошедшим до нас отрывкам его сочинения, «исследователь природы вещей», отмечает Ф.Х.

Какие основные функции выполняет философия?

Функции философии — Философия как наука выполняет несколько функций:

    Мировоззренческую. Познавательную. Методологическую. Ценностно-ориентировочную. Мотивационно-побудительную.

Рассмотрим каждую более подробно.

Какие стороны имеет основной вопрос философии согласно Энгельсу?

На деле, по Энгельсу, «Великий основной вопрос всей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию», а в следующем абзаце – «мышления к бытию, духа к природе». Лишь одна из его сторон – вопрос «что является первичным: дух или природа». Заметим: именно в такомсочетании понятий.