Какие Формы Бытия Вы Знаете?

Какие Формы Бытия Вы Знаете
Основными видами бытия являются материальное и идеальное бытие. К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей.

Какие формы имеет человеческое бытие?

• Бытие объективированного духовного — Бытие и сущее; основные формы бытия. Целостный мир — это всеобщее единство, включающее в себя необозримое множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, организмов, структур, систем, человеческих индивидов.

Следуя философской традиции, все их можно назвать сущими, а мир в целом — сущим как таковым. Всеобщие связи бытия проявляются не иначе как через связи между единичными сущими. Каждое сущее уникально. Неповторимы внешние и внутренние условия, иначе говоря, ситуация существования всего, что есть в мире (или, если выразить это с помощью философской терминологии, неповторимо «наличное бытие» всякого сущего).

Определенность сущего характеризует индивидуальность его бытия и его место в целостном бытии. Условия, моменты данного бытия, его «мгновения» никогда не воспроизводятся вновь и не остаются неизменными. Некоторые философы справедливо утверждают, что каждое сущее является носителем неповторимой, только ему присущей сущности.

Признание уникальности (единичности) каждого сущего особенно важно для учения о человеке. Из осознанной уникальности бытия каждого человека прямо вытекает важнейшее правило гуманизма: признавать и уважать в каждом человеке неповторимое существо. Но как бы ни были уникальны отдельные проявления бытия и как бы ни важна была эта уникальность для людей, все-таки их практика и познание настоятельно требуют, чтобы единичное обобщалось, объединялось в группы, а также в весьма обширные целостности.

При объединении единичных сущих в целостности человеческая мысль обязательно учитывает то, как именно единичное существует. Улавливая определенное сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия.

  1. Таких групп много (мы будем говорить здесь только об основных формах бытия).
  2. Различение и объединение того, что существует, под углом зрения принадлежности к специфической форме бытия — отправная точка самой что ни на есть обычной, повседневной жизни людей.
  3. Они обязательно учитывают различия форм бытия во всех областях деятельности, хотя не всегда задумываются об этом.

Ведь обрабатывать материал природы, к которому не прикасалась рука человека, — в большинстве случаев не то же самое, что преобразовывать вещи и процессы, уже вышедшие из горнила человеческой деятельности; воздействовать на живое человеческое тело и тем более на мысли и чувства людей надо иначе, чем на вещи природы.

  1. И прежде всего надо знать, как те предметы, те данности, с коими имеет дело человек, «присутствуют» в мире, то есть иметь представление о специфике их бытия.
  2. Однако при этом человеку — сколь бы конкретные практические задачи он ни решал и как бы ни был он далек от философии — не обойтись без некоторых хотя бы элементарных знаний и навыков, позволяющих «учесть» бытие как таковое.

А это, в частности, означает: надо различать сущее и бытие (вопреки тем учениям, где они отождествляются). Однако не только различать, но и связать их.

Сколько форм бытия принято выделять?

Онтология — Поскольку бытие может пониматься как единственное (см. Парменид ), постольку термин « бытие » часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии . Противоположные понятия — « небытие » и « ничто ». Существенные философские проблемы — соотношение бытия и мышления , соотношение бытия и времени , соотношение бытия и небытия .

  • Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведённых человеком.
  • Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.
  • Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
  • Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Какие уровни бытия выделяются?

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ УДК 111.1 Анисин Андрей Леонидович доктор филос. наук, доцент, ТИПК МВД России г. Тюмень, Россия e-mail: anisin@bk. ru ВИДЫ И УРОВНИ БЫТИЯ Аннотация В статье анализируются подходы к осмыслению структуры бытия.

Наряду с понятиями материального и нематериального, предлагается, как более плодотворное и точное, разделение на идеальное и реальное бытие. Обосновывается трехуровневое деление реального бытия на физическое, органическое и духовное, каковые уровни не имеют сами по себе онтологического единства. Единство бытия мира обеспечивается связью каждого из трех его уровней с абсолютным Сверхбытием, таким образом, и представляет собой свободное соборное единство.

Ключевые слова Уровни бытия, идеальное бытие, реальное бытие, физическое бытие, органическое бытие, духовное бытие, соборность бытия. Понятием «бытия», несомненно, задается наиболее общая и предельно фундаментальная тема, определяющая суть всякой философской концепции.

  1. Во-первых, как отмечает М.
  2. Хайдеггер, фундаментальный вопрос всякой метафизики звучит следующим образом: «Почему вообще есть сущее, а не наоборот — ничто» .
  3. Во-вторых, в самой сердцевине философских размышлений лежат вопросы именно онтологии, то есть вопросы осмысления внутреннего смысла и структуры бытия.

Ни первая, ни вторая темы, впрочем, не были актуальны для родоначальника этого понятия Парменида, поскольку, во-первых, бытие, логически мысля, может только быть, а небытие может только не быть. А во-вторых, вот так формально-логически понятое бытие, которое «закончено со всех сторон, похожее на глыбу совершеннокруглого Шара, везде равносильное от центра, ибо нет нужды, чтобы вот тут его было больше или меньше, чем вот там» , — такое понятие бытия кладет предел всякой мысли, являя высшую Истину как предмет умного созерцания.

Однако вся последующая философия представляет собой именно попытки разобраться в бытии. Прежде всего, необходимо констатировать тот факт, что бытие явно имеет внутренние различия. Признак существования является формально общим для всего существующего, однако существовать можно по-разному. Позволим себе очень кратко проследить основные подходы к решению проблем осмысления структуры бытия на материале истории философской мысли.

Первое свое онтологическое самоопределение философская мысль совершает в вопросе о соотношении духовного и материального в бытии. Изначально в человеческом сознании хотя и фиксируется противоположность этих двух сторон реальности, но отсутствует их антагонизм, — идея органического единства материи и духа сохраняется в большинстве раннефилософских концепций.

Что такое формы бытия?

Выделяют следующие формы бытия : 1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы.Б. природы как целого; 2) бытие второй природы – произведенных человеком вещей.

Какой философ выделил 3 формы бытия?

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия — онтология (от греч. ontos — сущее, logos — слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология — учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь разрабатывала проблемы онтологии, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологическую, логическую, аксиологическую, этическую, эстетическую проблематику.

Однако, все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию. Парменид (представитель элейской школы древнегреческой философии, существовавшей в VI-V вв. до н.э.) был первым из философов, кто выделил категорию бытия и сделал ее предметом специального философского анализа.

  • Парменид первым попытался понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение).
  • Категория бытия является отглагольным понятием, т.е.
  • образовано от глагола «быть».
  • Что значит быть? Быть — значит существовать.
  • Синонимами понятия бытия могут выступать такие понятия как реальность, мир, действительность.
Читайте также:  На Чем Ездят Лоурайдеры?

Бытие охватывает все реально существующее в природа обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия — есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования.

В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную. Объективная реальность — все то, что существует вне и независимо от сознания человека. Субъективная реальность — это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).

Таким образом, бытие — это объективная и субъективная реальности в своей совокупности. Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах: 1. Бытие природы. При этом различают:

    Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др. Вторую природу. Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.

2. Бытие человека. В этой форме выделяется:

    Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.). Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.

3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить:

    Индивидуализированное духовное.

    Что такое бытие пример?

    Бытие — бытие 1. ср.1) Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа (в философии).2) Совокупность условий материальной жизни общества.2. ср. Жизнь, существование (противоп. : небытие). Толковый словарь Ефремовой

    Что такое бытие своими словами?

    1. Понятие бытия — Бытие — это фундаментальная категория философского дискурса, которая фиксирует основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). Понятие «бытие» концептуализирует наличие предметов и явлений, а не содержательный их аспект и может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них смысловыми оттенками.

    Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). В системе философского знания (см. Философия ) бытие выступает предметом онтологии (см. Онтология ) и противоположно понятию ничто (см. Ничто ). В теории познания (см. Гносеология ) бытие рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

    В обыденном употреблении понятие о бытии частично совпадает с понятиями универсума, космоса, вселенной, мира, природы, жизни. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть, отмечаются в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов.

    Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в отличие от кажимого) бытия и его осмысление (или участие в нём). Наукообразная философия идёт по пути определения понятия бытия и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы бытия как объективного существования.

    «Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такое сущее» (Аристотель, «Метафизика» VII, 1). В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует вопрос о бытии, его связи с познанием, с природой (физика) и смыслом человеческого существования (этика), определяется общая ориентация данного направления.

    1. В разные культурно-исторические эпохи формировался особый язык для выражения разных определений бытия.
    2. Понятия «сущее» , «сущность» , «существование» , «субстанция» (см.
    3. Субстанция ) производны от «бытия» и представляют собой его различные аспекты.
    4. Но при этом существовали и устойчивые традиции.
    5. Так, античная философия, особенно учения Платона и Аристотеля, на многие столетия определила общий характер и способы членения самого понятия бытия.

    Так, классифицирующий анализ бытия у Аристотеля до настоящего времени служит примером для всякого наукообразного подхода к бытию. Этот подход оказался определяющим для философии не только эпохи эллинизма и Средних веков (о понятии бытия в арабо-мусульманской философии), но сохранился вплоть до XVII и начала XVIII века.

    1. Пересмотр античной традиции, наметившийся уже в первые века христианства, но не приведший тогда к созданию альтернативной онтологии, в преддверии Нового времени происходил главным образом по двум линиям.
    2. С одной стороны, он был подготовлен номинализмом XIII–XIV веков, расширен английским эмпиризмом XVII–XVIII веков и получил завершение в трансцендентальном идеализме И.

    Канта. С другой стороны, принципы не только средневекового, но и античного мышления пересматривались в немецкой мистике (начиная с М. Экхарта и заканчивая эпохой Реформации), а также в пантеистических и близких к пантеизму течениях философии XV–XVII веков, нередко связанных с мистикой и герметизмом — Н.

    Что включает в себя бытие человека?

    В философии все вопросы, которые так или иначе касаются сущности людей, являются очень важными. Бытие человека – это как раз один из таких вопросов. Принято считать, что оно представляется в трех реальностях:

      в субъективной духовности; реальности живого вещества; объективно-материальной реальности.

    Все они проявляются в двух ипостасях:

      предпосылка; результат.

    Сразу после рождения человек оказывается в обществе, которое сделает все возможное, чтобы он стал не просто индивидуумом, но и личностью. Духовное и материальное бытие личности – это единый диалектический процесс, относящийся к общественно материальной истории людей.

    Давно уже установлено то, каким должен быть человек. Данная предопределенность основана на уровне развития общества, в котором он получает воспитание. Бытие человека – это то, о чем спорят много веков. Чаще всего индивидуума представляют как существо двойственное, то есть являющееся и природным творением, и творением социума.

    Бытие человека, а точнее становление, имеет непосредственную связь с духовной и производственной сферами жизни. Под бытием часто понимают духовную, социальную, а также биологическую жизнь людей. Любой из живущих в обществе – личность. Вне общества личностью стать мы не можем.

    Все люди тесно связаны друг с другом: передача опыта осуществляется везде и всюду, люди постоянно предлагают друг другу одни услуги в обмен на другие и так далее. Те ценности, которые имеет личность, являются ценностями всего общества или какой-то его части. Социальное бытие человека – это то, чем обусловлена его уникальность и неповторимость.

    Изначально человек не имел творческо-созидательных, духовных, а также социально-культурных функций жизнедеятельности. Также важно отметить тот факт, что многие биологические функции жизнедеятельности были «окультурены». В качестве примера можно привести межполовые отношения.

    1. Уже доказано, что изменилось и изначальное восприятие мира человеком.
    2. Со временем менялось не только общество, но и сами люди.
    3. В частности — их тело, а также дух.
    4. Развитие и того, и другого тесно связано друг с другом, хотя законы развития в каждом случае свои.
    5. Чем так важен духовный облик человека? Некоторые философы считали, что именно он может дать ответы на сложнейшие вопросы, определяющие сущность всего нашего существования.

    Индивидуальное бытие человека всегда противоречиво. Связано это с тем, что каждая личность по большей части смотрит на мир исключительно через призму опыта, который признает своим собственным. Индивидуальные взгляды на жизнь также зависят от личностных интересов.

    Да, общество дало определенные установки, но бытие все равно остается индивидуальным в любом случае. Большие ли предпосылки для развития имеет человек? Да, большие. Это касается любого его бытия. Жизнь тела – это первичная предпосылка. Человек существует в природном мире именно как тело, которое зависит от природного цикла, он рождается, развивается, а затем гибнет.

    Жизнь духа невозможна без жизни тела. На основании данной истины все в обществе устроено так, чтобы любой мог нормально жить, развивать способности, совершенствоваться и так далее.

    Что такое природное бытие?

    Природное бытие человека представляет собой единый субстантивный мир, вписанный в целостность природы и выражает естественную порождённость человека и его непосредственную связь и близость всему сущему. Оно определяется как первоначальная сущность индивида; как то, что существенно для него с самого начала его происхождения.

    Природный человек, или индивид, выступает как морфологически замкнутый тип, обладающий статистическими характеристиками. В истории философии природу человека часто отождествляли с человеческой сущностью, осмысливаемой в различных противоречащих друг другу характеристиках человеческого бытия, несовместимость которых не позволяет найти некую общую «сущность» человека и, исходя из неё, однозначно установить единство и целостность его бытия.

    Сущность сводили к разумности и к бессознательно-либидным структурам, к моральности и воле к власти, символичности и практической деятельности, к игре и религиозности. Схоластика, например, усматривала в дуализме сущности и существования коренную раздвоенность и ущербность природного (сотворённого) универсума, снимаемых лишь в боге.

    В силу такой раздвоенности вещь не может представляться как самосущая, себе тождественная, ибо её существование детерминировано трансцендентным началом.Ф. Аквинский для осмысления догмата творения поставил сущность человека в зависимость от его существования, данного ему богом. Существование и сущность человека тесно связаны, как связаны природное основание человеческого бытия и его ценностно-культурные формы, в созидании которых сущность проявляется и оформляется.

    Существование человека – это природное основание его сущности, которая раскрывается через многообразие специфически человеческих проявлений и воплощений и в своём самобытном существовании является неисчерпаемой. Существование есть реальный процесс жизнедеятельности людей, встроенности человека в связи и отношения мира, пребывания в пространственно-временных координатах, воспроизведения и участия в процессе жизни.

    Сущность указывает на то, что представляет собой бытие в своих качественных проявлениях. Натуралистические школы абсолютизировали законы естественной необходимости и спроецировали их на высшие онтологические формы человеческого существования. Человек рассматривается ими как существо, жёстко детерминированное природными факторами, а сама природа выступает в качестве единственного и непогрешимого источника объективной разумности и закономерности, основополагающей причины всех целей и идеалов человека.

    Предполагается, что природа человека, его сущность не содержат в себе ничего специфического и в принципе отличного от объективных закономерностей и явлений внешнего мира. Под природой человека философы Нового времени понимали изначальную устойчивую структуру, из которой проистекают законы человеческого поведения и реагирования.

    Что такое идеальное бытие?

    Другими словами, идеальное бытие – вне материи, вне времени и пространства, но это особое «вне». Именно идеальное бытие ‘находится позади’ реального бытия, именно ему отказывает Николай Гартман в самой возможности определения. Именно за эти ‘вне’ и ‘позади’ его иногда называют небытием.

    Что такое социальное бытие?

    УДК 101.1:316 О СОЦИАЛЬНОМ БЫТИИ А.А. Овчаров ON THE SOCIAL BEING А.A. Ovcharov В статье рассматривается социальное бытие, общество в контексте интуитивистской философии. Социальное бытие понимается как органическое целое, включающее в себя идеальный, реальный и конкретно-идеальный уровни бытия.

    1. Социальная реальность есть поле взаимодействия субъектов социальной деятельности или субстанциальных деятелей.
    2. The social being and society in the context of intuitivistic philosophy are discussed in the article.
    3. The Social being is understood as an organic whole, which includes the ideal, real and concrete- ideal levels of existence.

    Social reality is on area of interaction between the subjects of social activities or substantival figures. Ключевые слова: социальное бытие, интуитивизм, органическое целое, уровень бытия, субъект социальной деятельности, субстанциальный деятель. Keywords: social being, intuitivism, an organic whole, level of being, social actor, substantival figure.

    • Поразмышляем об обществе как объекте социальной философии с позиций интуитивистского подхода.
    • Прежде всего, само понятие «общество» или «социальное бытие» является интуицией социальной целостности.
    • Иными словами, социальное познание имеет дело со специфическим родовым понятием, включающим в себя множество самых различных определенностей.

    Поэтому социальное бытие есть всеединство как соединение единства и множественности. Действительно, как таковое, общество является чем-то единым. Так, можно высказываться об интересах общества как целого, о стремлении общества к известной цели, об общем благе и так далее.

    1. Социальное бытие является безусловным единым объектом, и в то же время это своеобразный единый субъект.
    2. Оно не есть что-либо единое: это в то же время живая реальность, объект с экзистенциальным значением.
    3. Далее, «единство» не есть исчерпывающее определение общества; элементарные соображения эмпирического характера показывают сложность социального бытия или многообразие социальных явлений.

    То есть, им является человечество как совокупность отдельных индивидов и различных социальных групп как «дискретностей потока человеческого существования» . Самоочевидным фактом социального бытия является соображение в пользу упорядоченности человеческого существования и, соответственно, систематической организации общественной жизни.

    • Действительно, социальное бытие не является суммой изолированных друг от друга социальных фактов.
    • Напротив, эти факты координированы друг с другом; иными словами, пребывают в известных отношениях.
    • Это свидетельствует, онтологически, в пользу системности социальной реальности.
    • Кроме этого, можно привести и довод гносеологического характера: формулирование абстрактного или отвлеченного знания об обществе как о целостности неизбежно предполагает знание его как системы понятий.

    Таким образом, подведем итоги исходных предположений. Во-первых, социальное бытие есть некоторый самоочевидный и, по существу, аксиоматически полагаемый факт, отрицание которого совершенно алогично и необоснованно. Во-вторых, социальное бытие есть некоторый объект-субъект, причем данная субъект-объектность обладает сложным и амбивалентным характером.

    Что такое феноменальное бытие?

    Лекция 8.1. Что есть бытие? Формы бытия. Проблема субстанции.

    Феноменальное бытие (от слова ‘феномен’ — явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. ничто. реально) и противоположное ему. не существовать, отсутствовать).

    Что такое феноменальное бытие?

    Лекция 8.1. Что есть бытие? Формы бытия. Проблема субстанции.

    Феноменальное бытие (от слова ‘феномен’ — явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. ничто. реально) и противоположное ему. не существовать, отсутствовать).

    Что такое бытия в философии?

    1. Понятие бытия — Бытие — это фундаментальная категория философского дискурса, которая фиксирует основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). Понятие «бытие» концептуализирует наличие предметов и явлений, а не содержательный их аспект и может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них смысловыми оттенками.

    Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). В системе философского знания (см. Философия ) бытие выступает предметом онтологии (см. Онтология ) и противоположно понятию ничто (см. Ничто ). В теории познания (см. Гносеология ) бытие рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

    В обыденном употреблении понятие о бытии частично совпадает с понятиями универсума, космоса, вселенной, мира, природы, жизни. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть, отмечаются в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов.

    Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в отличие от кажимого) бытия и его осмысление (или участие в нём). Наукообразная философия идёт по пути определения понятия бытия и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы бытия как объективного существования.

    «Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такое сущее» (Аристотель, «Метафизика» VII, 1). В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует вопрос о бытии, его связи с познанием, с природой (физика) и смыслом человеческого существования (этика), определяется общая ориентация данного направления.

    1. В разные культурно-исторические эпохи формировался особый язык для выражения разных определений бытия.
    2. Понятия «сущее» , «сущность» , «существование» , «субстанция» (см.
    3. Субстанция ) производны от «бытия» и представляют собой его различные аспекты.
    4. Но при этом существовали и устойчивые традиции.
    5. Так, античная философия, особенно учения Платона и Аристотеля, на многие столетия определила общий характер и способы членения самого понятия бытия.

    Так, классифицирующий анализ бытия у Аристотеля до настоящего времени служит примером для всякого наукообразного подхода к бытию. Этот подход оказался определяющим для философии не только эпохи эллинизма и Средних веков (о понятии бытия в арабо-мусульманской философии), но сохранился вплоть до XVII и начала XVIII века.

    Пересмотр античной традиции, наметившийся уже в первые века христианства, но не приведший тогда к созданию альтернативной онтологии, в преддверии Нового времени происходил главным образом по двум линиям. С одной стороны, он был подготовлен номинализмом XIII–XIV веков, расширен английским эмпиризмом XVII–XVIII веков и получил завершение в трансцендентальном идеализме И.

    Канта. С другой стороны, принципы не только средневекового, но и античного мышления пересматривались в немецкой мистике (начиная с М. Экхарта и заканчивая эпохой Реформации), а также в пантеистических и близких к пантеизму течениях философии XV–XVII веков, нередко связанных с мистикой и герметизмом — Н.

    Что такое виртуальное бытие?

    УДК 117; 316.324.8; 004.946 Соснина Тамара Николаевна – федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)», кафедра философии и истории, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Россия, Самара.

    E-mail: tnsssau@bk. ru 443086, Самарская обл. , г. Самара, Московское шоссе, д.34, тел: 8(846)267-45-65; 8(846) 332-74-83. Авторское резюме Состояние вопроса: Философская концепция виртуальной реальности имеет первостепенное значение для осмысления современного информационного общества. Между тем многие исследователи отмечают, что глубинное теоретическое содержание понятия виртуальной реальности пока остается нераскрытым.

    Результаты: В отечественной философской литературе последних двух десятилетий можно выделить до 21 варианта определения виртуальной реальности. Группируя их по смыслу, мы предлагаем сформулировать девять основных подходов. Это рассмотрение виртуального как объективно (реально) существующего; как вымышленного, воображаемого и иллюзорного; как промежуточного состояния между возможным и действительным, материальным и идеальным; как образа реальности (инварианта); как особого состояния сознания; как особых пространственно-временных параметров; как сконструированного человеком технического бытия; как тотальной сущности бытия.

    • Область применения результатов : Формирование представлений о виртуальной реальности вносит вклад в целостную концепцию современного информационного общества, которую еще предстоит создать.
    • Выводы: Понятие «виртуальность» неизбежно включает в себя социальную составляющую, технико-технологическую составляющую и социокультурную составляющую.

    Ключевые слова: виртуальность; реальность; материальное и нематериальное; бытие и небытие; сознание; информация. The Definition of the Notion ‘Virtuality’. The Terminological Status Analysis Sosnina Tamara Nikolaevna – Samara State Aerospace University, Department of philosophy and history, Doctor of Philosophy, Professor, Samara, Russia.

    • E-mail: tnsssau@bk.
    • ru 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russia, tel: 8(846)267-45-65; 8(846) 332-74-83.
    • Abstract Background: The philosophical concept of virtual reality is of paramount importance for the comprehension of the modern information society.
    • Meanwhile, many researchers note that the deep theoretical contents of the notion of virtual reality remains ambiguous.

    Results: In Russian philosophical literature of the last two decades, up to 21 options for determining virtual reality can be found. By classifying them according to the meaning, we propose to formulate nine basic approaches. The consideration of the virtual as objectively (really) existing; as fictitious, imaginary and illusory; as an intermediate state between the possible and the real, the material and the ideal; as an image of reality (invariant); as a particular state of consciousness; as special space-time parameters; as a technical being constructed by man; as the total essence of being.

    Что такое идеальное бытие?

    Другими словами, идеальное бытие – вне материи, вне времени и пространства, но это особое «вне». Именно идеальное бытие ‘находится позади’ реального бытия, именно ему отказывает Николай Гартман в самой возможности определения. Именно за эти ‘вне’ и ‘позади’ его иногда называют небытием.