Как Платон Понимал Человека?

Как Платон Понимал Человека
ФИЛОСОФИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Б01: 10.17212/2075-0862-2018-1.1-70-89 УДК 141.5 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ПЛАТОНА Ивонин Юрий Перфильевич, доктор философских наук, профессор Сибирского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, 630102, Новосибирск, ул.

  1. Нижегородская, 6 ОЯСГО: 0000-0002-3722-0109 ivonin@ngs.
  2. ru Аннотация Платон понимает природу человека в трех различных планах: как ретроспективное описание достигнутого в прошлом и утраченного состояния человека; как цель его совершенствования, приобретение эмпирическим человеком полноты его эйдоса, т.е.

слияние реального и эйдетического человека; как массовые, стереотипные, неправильные варианты соединения души и тела. Для философской антропологии Платона существенен тезис об экзистенциальной недостаточности человека, проблема которой обсуждается Платоном вместе с проблемой целостности человеческого существа и включает конститутивные и регулятивные суждения.

  • Соотношения сакрального и профанного, душевного и соматического были главными темами в антропологии Платона.
  • Она носит характер радикальной пневматологии.
  • Человек — это его душа.
  • Душа определяет иерархию антропологического состава; душа меняет состояния тела, а состояние тела оказывается показателем состояния души.

В рамках этой традиции соматическое лишено субъектности. Пневматология развивается философом в рамках эссенциалистской и волюнтаристской традиций. Первая предполагает, что правильная иерархия души и тела предзадана самим порядком мироздания. «Начала» души, т.е.

психофизиологические задатки, созданы таковыми, чтобы реализовать цепь управления и подчинения интеллект—воля—чувства. Эта цепь будет реализована, если задатки достигнут предела своего совершенствования — состояния добродетели. Иерархия «начал» души устанавливается вместе с достижением ими добродетели, а добродетель удостоверяется признанием приоритета мышления.

В волюнтаристской традиции сущность человека также представлена душой, но душа определена не интеллектом, а волей. В этой линии платоновских рассуждений интеллект оказывается факультативным фактором действия. Знание добра вовсе не означает выбор его как ориентира поведе- ния.

  • Это означает, что существует не только заблуждающаяся, но и порочная (злая) воля.
  • Мыслитель субстанционализировал зло: оно не недостаток добра, а нечто, существующее самостоятельно.
  • Зло связано с душой.
  • Зло в человеческой душе есть подобие космической ситуации.
  • Для философа очевидно, что эгоизм соединим с рациональной организацией сознания.

Опознание добра и зла создает эффект псевдорационального поведения. Инструменты сознания используются для имитации добродетели при сохранении невоздержанности желаний, а добро не связано с высокоразвитым интеллектом. Для опознания добра не нужны ни интеллект, ни добродетель, достаточно интуиции и жизненного опыта.

Что Платон говорит о человеке?

    Главная Эссе студентов Платон. Его образ идеального человека и взгляды на воспитание

Автор: Александра Осипова. Дата публикации: 08 апреля 2016 . Категория: Эссе . Философию Платона для простоты понимания можно охарактеризовать одним словосочетанием – это учение об объективном идеальном бытие. Именно Платон своими мыслями всегда был направлен на поиск идеального: государства, человека, красоты, взаимоотношений. Согласно Платону, человек стремится к идеалу только благодаря деятельности своего разума, который направляет его к благу, к солнцу.

  • Именно деятельность ума позволила выбраться человеку из «пещеры», в которой царили интеллектуальный мрак и агрессия к познанию.
  • В диалоге «Пир», посвященному любовной тематике, можно найти идеи, которые помогут построить образ идеального человека.
  • Платон показывает путь поиска, пройдя который можно достичь прекрасного: от любви телесной к стремлению к вечной эстетической красоте, от любви к красоте к стремлению к прекрасным нравам.

Даже любовь Платон рассматривает не как поиск второй половины, а как стремление к физическому и нравственному идеалу. В глобальном диалоге «Государство» Платон рассматривает не только образ идеального государства, но и высказывает свои взгляды на добродетели и воспитание, которыми должны обладать жители идеального государства – идеальные люди.

Платон в организации воспитания обращает большое внимание на возраст детей. Он делит все время воспитания на несколько периодов. В течение первых шести лет жизни дети должны воспитываться матерью и няней. Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры иначе, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя.

Платон считал в то же время, что «все науки надо преподавать детям не насильно, играючи», ибо «свободный человек никакой науке не должен учиться рабски». Осипова Александра, У08-721 Оригинал эссе

В чем заключается философия Платона?

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками.

Как человек познает мир по Платону?

С точки зрения Платона, познать мир – это и уяснить (вспомнить) соответствующую идею мира, и мысленно воспроизвести создание (творение) мира, пользуясь при этом числами и расчетами.

В чем суть учения Платона об идеях?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 1 ноября 2021 года; проверки требуют 4 правки .

Античная философия
Предфилософская традиция (VIII—VII вв. до н.э.)
    Акусилай Гомер Гесиод Лин Мусей Орфей Ферекид Эпименид
Натурфилософия (VII—V вв. до н.э.)
Милетская школа Фалес Анаксимандр Анаксимен Пифагорейцы Пифагор Алкмеон Кротонский Архит Тимей Локрский Филолай Элеаты Ксенофан Парменид Зенон Элейский Мелисс Школа Гераклита Гераклит Кратил Школа Анаксагора Анаксагор Архелай Метродор Лампсакский Атомисты Левкипп Демокрит Метродор Хиосский Вне школ Эмпедокл Диоген Аполлонийский
Софисты (V—IV вв. до н.э.)
Старшие софисты Протагор Горгий Тисий Антифон Афинский Продик Гиппий Элидский Ксениад Младшие софисты Фрасимах Калликл Критий Ликофрон Алкидам
Классический период (V—IV вв. до н.э.)
    Сократ

Платоники Платон Спевсипп Ксенократ из Халкидона Полемон Крантор Кратет Афинский Клеарх Мегарская школа Евклид из Мегары Стильпон Диодор Крон Евбулид Клиномах Киники Антисфен Диоген Синопский Киренаики Аристипп Арета Киренская Аристипп, сын Ареты Феодор-Атеист Гегесий Аникерид Эвгемер Элидо-Эретрийская школа Федон из Элиды Плистен из Элиды Менедем Другие сократики Главкон из Афин Кебет Критон Симмий Симон-кожевник Эсхин Перипатетики Аристотель Теофраст Эвдем Родосский Стратон Аристоксен Дикеарх Клеарх

Эллинистическая философия (IV в. до н.э. — V в.н.э.)
Стоики Зенон Китийский Посидоний Сенека Марк Аврелий Публий Клодий Тразея Пет Эпикурейцы Эпикур Тит Лукреций Кар Пирроники Пиррон из Элиды Тимон из Флиунта Академические скептики Аркесилай Карнеад Неопирроники Гераклид из Тарента Энесидем из Кносса Менодот из Никомидии Агриппа Скептик Секст Эмпирик Неоплатоники

Платони́зм — философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души . Некоторые истолковывают платонизм как утверждение, что универсальные понятия существуют независимо от их конкретных воплощений. Первыми последователями платонизма были ученики Академии , школы Платона, созданной им в IV веке до н.э.

Какую идею Платон считал высшей?

Сущность философии по Платону — Согласно Платону , философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.

Какие типы людей выделяет Платон?

Аристократизм — Идеальное государство по существу является аристократией. В идеальном государстве править должны философы. Они выходят из числа самых умных стражей. Философами становятся путём поэтапного отбора из стражей. Будущим философам дают прекрасное образование, и в 35 лет они занимают государственные должности и правят в течение 15 лет .

  • Посредственность не может быть источником ни великих благ, ни больших зол.
  • Поэтому злодеи и тираны — это несостоявшиеся философы, несостоявшиеся великие люди, которые считают себя способными распоряжаться делами народа, проявлять великие притязания, высоко заноситься, становятся высокомерными и самонадеянными.

Самые одарённые души при плохом воспитании становятся особенно плохими . Источниками вдохновения считались аристократические государства Греции, Древний Египет и Спарта , а также общины пифагорейцев . В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена.

  • Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.
  • Труд распределяется согласно способностям (только для сословия стражей).
  • «Стражи живут сообща и питаются все вместе, один раз в год получая продовольствие от земледельцев, которых стражи охраняют» .
  • Все должны повиноваться лучшим людям.

Гражданам этого государства должен быть внушён миф о том, что все они братья, но они не равны, так как когда боги творили людей в недрах матери Земли, они к одним людям примешали золото, к другим — серебро, а к третьим — меди и железа . Способ отбора в правители — это экзамены, а самый главный лифт в идеальном государстве — это школьный лифт.

Неравенство между людьми в идеальном государстве не наследственно . Способные дети могут переходить в высшие сословия через экзаменационный отбор. Платон предложил делать искусственный отбор людей и подбор брачных пар. Гимнастика нужна для укрепления здоровья и делает бессмысленным врачевание. Кто не способен жить, того не нужно и лечить .

Особенно много должны заниматься гимнастикой стражи. Больные должны умирать беспрепятственно. Общность жён нельзя понимать буквально, в идеальном государстве запрещены неупорядоченные половые отношения. Здесь всё подчинено цели получения здорового потомства.

Государство делает так, что лучшие сходятся с лучшими, а худшие с худшими. При этом потомство худших уничтожается, а потомство лучших воспитывается. Женщине разрешается иметь детей с 20 до 40 лет, мужчине с 25 до 55 лет. Дети, рождённые вне этих рамок, уничтожаются. Особые лица воспитывают детей стражей всех вместе .

Платон критикует демократию и даёт сатирический образ демократа как «разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрёл себе новый плащ и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью Он часто нагл, разнуздан, распутен и бесчестен» .

Что утверждал Платон?

Фото: Greg Rakozy / Unsplash Как часто Вы задумываетесь о значении понятия «истина»? Почему Ваша истина не всегда соответствует истине другого человека? Что вообще значит истинный предмет или истинное понимание предмета? Не до конца понятно, что из себя представляют окружающие нас предметы, на самом деле, и как нам к ним относиться так, чтобы получить правильное представление о мире? И в конечном счёте, где же всё-таки искать эту ИСТИНУ? Для начала постараемся найти ответы в философии древнегреческого мыслителя Платона. Он утверждал, что существует два мира: мир вещей и мир идей. «Какие ещё два мира, как это понимать?!» — спросите Вы. Эти миры можно сравнить с материальным и духовным. С одной стороны, у нас есть то, к чему можно буквально прикоснуться, а с другой – что-то невидимое, но мыслимое. Для Вас это яблоко является красным, а для другого розовым. И где же правда? Как понять реальную сущность яблока? Как мы видим, чувства способны обманывать наш разум. Они искажают представления о предмете, и, таким образом, мы становимся заложниками мира иллюзий .

А где же находится настоящая сущность предмета, в нашем случае яблока? Вы, наверное, замечали, что чаще всего «мнение» быстро улетучивается из памяти: кто-то что-то сказал, Вы вроде бы даже поняли, но не до конца, поскольку не встречались с этим в жизни, не проверяли это в задачах, не ставили эксперименты.

А с объективным знанием совсем иначе: Вы порешали несколько задачек, посмотрели на вопрос с разных сторон, обсудили с друзьями и объяснили родителям. Разум помогает нам формировать эти объективные — правильные — знания и следовать в жизни собственным суждениям.

Какие понятия ввел Платон?

Платон (Platon) — греческий философ; p.27.5.427 (Афины) — ум.347 до н.э. (там же); действительное имя — Аристокл, сын Аристона и Периктионы, предки которой были родственниками Солона. Платон сначала был поэтом, а затем под влиянием Сократа наряду с Аристотелем стал наиболее выдающимся философом эпохи античности; много путешествовал.

  • Наибольшее воздействие оказали его теория идей и философия государства, которые созревали у него постепенно.
  • Основные идеи Платона: чувственное восприятие не даёт знания постоянного, т.е.
  • доставляет не уверенность, а только мнение (см.
  • Пещеры образ).
  • Только понятия в том случае, если они правильно образованы, являются неизменными, и только они дают действительное знание.

Понятие должно иметь объект, к которому оно относится. Этот объект не может быть идентичным с объектом чувственного восприятия, он должен быть сверхчувственным объектом — идеей. Следовательно, в наших понятиях совершается познание сверхчувственного мира.

  • Понятия являются отражением идей.
  • Во множестве понятий отражается множество идей.
  • Причастность духа к миру идей при помощи понятий одновременно доказывает, согласно Платону, бессмертие души.
  • Образование понятий в человеческой душе является актом воспоминания самих идей, которые душа созерцала до того, как она соединилась с телом.

Наивысшая идея — идея Блага (см. Калокагатия), часто понимаемая Платоном также как Бог, который, будучи творцом мира (демиургом), сначала творит мировую душу как нетелесную, проникающую весь мир движущую силу. Материя сама по себе, в одиночестве, не существует; она становится действительностью, побуждаемая присутствующей в ней идеей.

В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Побудительной причиной восхождения к идее является эрос, неотъемлемой предпосылкой блаженства — добродетель. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различает четыре основные добродетели: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и — как главную добродетель — справедливость, компенсирующую и сочетающую другие добродетели.

Согласно Платону, государство — это тот же человек в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача — самосохранение посредством формирования граждан в духе добродетели; его определённая этикой политическая цель — совершенный человек идеального государства.

Что является главным в философии Платона?

Главный тезис Платона заключается в том, что « вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть». Идеи представляют собой всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойно познания.

Какое значение любви по Платону?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 21 марта 2022 года; проверки требуют 4 правки .

Межличностные отношения
Типы отношений
  • Агамия
  • Брак
  • Броманс
  • Вдовство
  • Гражданское партнёрство
  • Дружба
  • Значимый другой
  • Любовный треугольник
  • Моногамия
  • Отношения для секса
  • Побратимство
  • Полиамория
  • Поливерность
  • Полигамия
    • Многожёнство
    • Многомужество
  • Поощрительное спаривание
  • Родство
  • Семья
  • Сожительство
  • Сологамия
События
  • Личная жизнь
  • Обручение
  • Предложение
  • Развод
  • Расставание
  • Свадьба
  • Свидание
  • Супружеская измена
  • Ухаживание
  • Флирт
Чувства и эмоции
  • Близкая связь
  • Влечение
  • Влюблённость
  • Комперсия
  • Любовь
    • эрос
    • филия
    • сторге
    • агапэ
  • Нежность
  • Платоническая любовь
  • Привязанность
  • Ревность
  • Романтика
  • Романтическая любовь
  • Симпатия
  • Страсть
  • Увлечённость
Насилие в отношениях
  • Абьюзивные отношения
  • В семье
  • Над детьми

Платони́ческая любо́вь — в современном значении выражения, возвышенные отношения, основанные на духовном влечении и романтической чувственности (о чувстве любви ) . Выражение происходит от имени древнегреческого философа Платона (427—348 до н.э.), который в своём сочинении в виде диалога под названием « Пир » вложил рассуждения о такого рода любви в уста персонажа по имени Павсаний.

Почему душа бессмертна Платон?

В учении Платона , душа вселенной – существо, занимающее середину между идеей и явлением; такова же природа и человеческой души. Душа человека близкородственна идее и соединена со смертным телом; потому в ней примиряется противоположность между чувственным миром и духом. Великий греческий философ Платон Своё учение о происхождении и судьбе души Платон излагает в диалогах «Тимее» и «Федре» под оболочкою мифического рассказа. – Сотворив вселенную и богов (небесные светила), создатель мира повелел богам светил создать смертные существа.

  1. Они создали человеческое тело и смертную часть души, а сам он создал бессмертную часть её из того же состава, как и душу вселенной, только количество состава он взял для этого меньше.
  2. Число сотворенных душ, согласно Платону, равнялось числу божественных светил, так что на каждую звезду приходится по одной душе: эта звезда продолжает охранять душу и после соединения её с земным телом, руководить ею в её земной жизни.

Число душ не увеличивается и не уменьшается. Созданные души посещают в сопровождении богов область истины, область идей, находящуюся над звездным небом. Смотря по тому, какие воспоминания остаются в душе от этого путешествия, она избирает себе тело и образ жизни.

По смерти тела душа приходит в место суда, откуда праведные души в награду за свою добродетельную жизнь на земле отводятся направо, на небо, а неправедные отводятся в наказание налево, под землю. По учению Платона, через тысячу лет души призываются снова избрать себе образ жизни на земле. Те души, которые три раза сряду выбирали себе образ жизни философов и жили в этом виде хорошо, переходят по прошествии трех тысяч лет в жилище богов и пользуются спокойствием, а все другие души странствуют по земным телам, какие выберут для себя, целые десять тысяч лет.

Есть много таких душ, считает Платон, которые, погрязнув в чувственности, выбирают себе какое‑нибудь другое тело, а не человеческое, тогда как только человеческое тело имеет такое устройство, что душа, живущая в нем, может возобновлять в себе воспоминания об идеях, выделяя из чувственных впечатлений истинные понятия и замечая гармонию в мире явлений; и только возобновлением своих воспоминаний об идеях душа находит путь возврата к своему божественному началу.

  • Поселясь в теле, душа утрачивает свою первоначальную чистоту, и часто, увлекаясь чувственностью, предаваясь страстям, она совершенно искажает свою природу.
  • Согласно учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей: одна из этих частей, разумная, помещается в голове; это мыслящий дух; две другие части души неразумны; одна из них благородна, другая неблагородна.

Благородная часть – энергия воли; она одарена влечением к благородному и доброму и по своей природе находится в союзе с разумом; она живет в груди.

Как говорил Платон?

Как Платон Понимал Человека Государство как идея и «реальные государства» Самое известное учение об идеальном государстве принадлежит великому древнегреческому философу Платону. Чтобы понять суть взглядов на идеально государство, необходимо знать суть его философии в целом. Платон считал необходимым различать обладающие истинным бытием существующие вне времени и пространства идеи и сами вещи, представляющие собой некие бледные копии, воплощения идей.

Относительно к государству сказанное означает, что Платон различал государство как идею, совершенное идеальное государство, существующее в мире идей, и реально существующие государства. Согласно Платону, реально существующие государства следует преобразовать таким образом, чтобы они соответствовали идеальному государству, т.е.

государству как идее. Справедливость как основной принцип устройства идеального государства Платон считал, что идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов).

Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством).

Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других. Сословие ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них.

В чем дуализм учения Платона о человеке?

Субстанциальный или картезианский дуализм — В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции .

  • Как правило, основывается на общефилософском дуализме.
  • Основоположниками являются Аристотель и Декарт .
  • Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм .
  • Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах.
  • Материальные предметы занимают определённое положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны .

Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг , как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены.

Что такое любовь по Платону?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 21 марта 2022 года; проверки требуют 4 правки .

Межличностные отношения
Типы отношений
  • Агамия
  • Брак
  • Броманс
  • Вдовство
  • Гражданское партнёрство
  • Дружба
  • Значимый другой
  • Любовный треугольник
  • Моногамия
  • Отношения для секса
  • Побратимство
  • Полиамория
  • Поливерность
  • Полигамия
    • Многожёнство
    • Многомужество
  • Поощрительное спаривание
  • Родство
  • Семья
  • Сожительство
  • Сологамия
События
  • Личная жизнь
  • Обручение
  • Предложение
  • Развод
  • Расставание
  • Свадьба
  • Свидание
  • Супружеская измена
  • Ухаживание
  • Флирт
Чувства и эмоции
  • Близкая связь
  • Влечение
  • Влюблённость
  • Комперсия
  • Любовь
    • эрос
    • филия
    • сторге
    • агапэ
  • Нежность
  • Платоническая любовь
  • Привязанность
  • Ревность
  • Романтика
  • Романтическая любовь
  • Симпатия
  • Страсть
  • Увлечённость
Насилие в отношениях
  • Абьюзивные отношения
  • В семье
  • Над детьми

Платони́ческая любо́вь — в современном значении выражения, возвышенные отношения, основанные на духовном влечении и романтической чувственности (о чувстве любви ) . Выражение происходит от имени древнегреческого философа Платона (427—348 до н.э.), который в своём сочинении в виде диалога под названием « Пир » вложил рассуждения о такого рода любви в уста персонажа по имени Павсаний.

В чем суть учения о человеке Сократа?

Смыслом своей деятельности Сократ считал воспитание молодежи и человека в целом, причем метод его воспитания был своеобразен и привлекателен для многих – знания приобретались в живых беседах, что было намного интереснее систематического изложения. Сократ говорил, что он философ, любящий мудрость, мудрым себя он не считал.

  • По мнению Сократа, мудрецом мог быть только Бог.
  • Многие люди того времени, считающие себя мудрецами, были для него попугаями, заучившими несколько мудрых фраз и бросающими их в толпу.
  • Человека, который полагает, что знает ответы на все вопросы, Сократ считал погибшим для философии – ему незачем двигаться вперед, незачем икать новые решения.

Главная задачи философии по Сократу заключается в рациональном обосновании религиозно-нравственного мировоззрения. Для него мир – творение Бога, поэтому Сократ считал натурфилософию безбожным занятием, он говорил, что нужны гадания для того, чтобы узнать волю богов, а не научные исследования.

  1. Сократ доверял пророчествам Дельфийского оракула и своим ученикам советовал делать то же самое.
  2. Природа для Сократа была гораздо менее достойна внимания, чем человек.
  3. Сомнение является предпосылкой для обращения к нашему Я, субъективному духу, а дальнейший путь ведет к духу объективному – божественному разуму.

Таким образом, этика Сократа, которая носит идеалистический характер, постепенно переходит в теологию. Телеология Сократа предстает в довольно примитивной форме – боги заботятся о людях во всех отношениях, ночь посылают для отдыха, свет звезд и луны помогает определить время, земля дает человеку пищу, и для этого существуют времена года, даже солнце движется на таком расстоянии от земли, чтобы люди не мерзли зимой и не страдали от жары летом.

  1. Для Сократа нравственность и истина – тождественные понятия.
  2. Хороший человек одновременно является и нравственным, и умным, в своих поступках он руководствуется нравственными принципами, и избегает безобразия, зная, что оно собой представляет.
  3. Все поступки, основывающиеся на добродетели, хороши.
  4. Человек, знающий суть таких поступков, не захочет совершить дурной поступок, человек же, не имеющий представления об истине и нравственности, может совершить ошибку, даже пытаясь поступить хорошо.

Всякая добродетель есть мудрость, прекрасные поступки способны совершать только мудрые люди. Сократ видел истинную справедливость в жизни в том, что хорошо и прекрасно, и при этом полезно для человека, способствует его жизненному счастью, блаженству. Только благородный человек может познать добродетель, которая сама по себе есть благо.

  • Сократ говорил, что земледельцы и другие люди, занимающиеся только физическим трудом, очень далеки от того, чтобы знать самого себя.
  • Им знакомы лишь телесные нужды и потребности.
  • От знания своего призвания эти люди не могут стать разумными.
  • Таким образом, Сократ жестко отделил один класс от другого, хотя он сам был выходцем из народа, он предстает как враг народных масс.

Согласно учению Сократа, знания и добродетель – это привилегия благородных. Его проповедь добродетели носила политический характер, он говорил, что старается подготовить больше людей, которые будут способны заняться политической деятельностью.

Что есть познание по Платону?

Учение о припоминании ( теория припоминания ; познание как воспоминание , ана́мнезис , др. -греч. ἀνάμνησις ) — учение Платона в области эпистемологии (теории познания). Платон считал, что истинное познание — это познание мира идей , которое осуществляется разумной частью души .

  • При этом различается чувственное и интеллектуальное знание (умопостижение, мышление ).
  • Платоновское учение о припоминании ( др. -греч.
  • ἀνάμνησις ) указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело.

Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души. В диалоге « Менон » Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования.