Что Утверждают Идеалисты?

Что Утверждают Идеалисты
Идеали́зм ( фр. idéalisme , через лат. idealis от др. -греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии ) в сфере бытия .

  • Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия , считающая противопоставление идеализма материализму как сущность философии.
  • Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями.
  • Применяя их, всегда нужно учитывать ту историческую их окраску и, в частности, ту эстетическую значимость, которую они получают в связи с разными периодами исторического развития, в связи с отдельными философами и культурологами и в связи с бесконечно разнообразной пестротой результатов и произведений философов и культурологов.

Абстрактный идеализм в чистом виде и абстрактный материализм в чистом виде являются крайними противоположностями философского мировоззрения , не отвергающими, но предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой .

В чем особенность идеализма?

Идеализм (Новиков, 1987) — ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea — понятие, представление) — философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии — вопроса об отношении сознания (мышления) к бытию (материи). Идеализм, вопреки науке, признает первичным сознание, дух и считает материю, природу вторичными, производными.

Что такое идеалист простыми словами?

Философы – идеалисты полагают, что человеческий дух определяют жизнь человека, его мировоззрение, а главное – быт (бытие). В противовес материализму, они считают, что идеи и мысли человека формируют его окружение, его материальный мир.

Что такое идеализм и какова его суть?

В чем суть материализма и идеализма — Как было указано выше, материализм в корне отличается от идеализма в вопросе о том, что первично: бытие или сознание, материя или мышление. Поясним. Материалисты убеждены, что материальное первично и объективно, в то время как сознание, мышление, духовное – суть производное этой формы бытия.

  • Сознание зависит от материального и подчинено ему.
  • В противовес этому, идеалистическая направленность признает первичность мышления, сознания, идеи.
  • Все материальное, все существующее явилось порождением, продуктом сознания, и, таким образом, внешний мир – суть отражение внутреннего.
  • Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений.

В обоих направлениях вопрос отношения мышления к бытию отличается в ряде моментов, и о них стоит поговорить отдельно. Поскольку к данной теме неприменим строго научный принцип опровергаемости ( фальсифицируемости ), т.е. невозможно однозначно доказать или подтвердить одну из теорий и опровергнуть противоположную, сам вопрос тоже остается открытым.

Что такое человек идеалист?

Смотреть что такое «ИДЕАЛИСТ» в других словарях: —

    ИДЕАЛИСТ — 1) последователь идеалистической философии; 2) человек, склонный прикрашивать действительность, считать ее лучшей, чем она есть. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф. , 1907. ИДЕАЛИСТ 1) последователь Словарь иностранных слов русского языка идеалист — а, м. idéaliste, нем. Idealist.1. Последователь идеалистической философии. БАС 1. Идеалист. Философ, считающий основой всего существующего идею, понятие.1768. Эйлер ПП 2 72. // Развитие 1990 30. Монисты разделяются на Идеалисты и Материалисты. Исторический словарь галлицизмов русского языка идеалист — См Словарь синонимов ИДЕАЛИСТ — ИДЕАЛИСТ, а, муж.1. Последователь идеалистической философии.2. Человек, к рый идеализирует действительность, мечтатель (устар.).3. Человек, к рый в своём поведении, жизни руководствуется идеалистическими (см. идеализм в 3 знач.) принципами. | Толковый словарь Ожегова идеалист — а; м.1. Последователь идеалистической философии. Принадлежать к лагерю идеалистов. Быть последовательным идеалистом.2. Тот, кто склонен идеализировать действительность; мечтатель, непрактичный человек. Ты просто и. ! 3. Тот, Энциклопедический словарь идеалист — а; м. (франц. idéaliste) см. тж. идеалистка, идеалистский 1) Последователь идеалистической философии. Принадлежать к лагерю идеалистов. Быть последовательным идеалистом.2) Тот, кто склонен идеализировать действительность; мечтатель, непрактичный Словарь многих выражений идеалист — ИДЕАЛИСТ1, а, м Человек, склонный представлять окружающее лучшим, чем есть в действительности. Участников проекта называли идеалистами. ИДЕАЛИСТ2, а, м Человек, который всецело предан каким л. высоким идеалам, целям и руководствуется ими в своем Толковый словарь русских существительных идеалист-рационалист — идеалист рационалист, иидеалиста рационалиста Орфографический словарь-справочник идеалист-христианин — идеалист христианин, идеалиста христианина Орфографический словарь-справочник Идеалист — I м.1. Приверженец идеализма .2. Представитель идеализма . II м.1. Тот, кто склонен идеализировать действительность.2. Тот, кто привержен высоким нравственным идеалам, руководствуется ими в жизни и стремится к Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Что утверждают материалисты?

Материализм утверждает существование в сфере бытия единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Какой основной принцип объективного идеализма?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 17 февраля 2021 года; проверки требуют 45 правок . Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование не зависящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности .

  1. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori .
  2. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия.
  3. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало (« идея », «мировой разум» и т.п.).

Это идеальное, духовное начало, существующее объективно, порождает мир вещей, предметов, а также и человеческое сознание. Идеи объективно существуют независимо от сознания субъекта . Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений ( авраамические религии , даосизм ), философии античных философов ( Пифагор , Платон ).

Почему идеализм лучше материализма?

Материализм и идеализм — противоположные способы понимания всякого вопроса Материализм и идеализм не являются двумя абстрактными теориями о природе мира, мало касающимися простых людей, занятых практической деятельностью. Они являются противоположными способами понимания всякого вопроса, и, следовательно, они выражают различный подход к этим вопросам на практике и ведут к самым различным выводам из практической деятельности.

  1. Нельзя также употреблять термины «материализм» и «идеализм», как некоторые это делают, для выражения противоположных взглядов в области морали; идеализм — как выражение возвышенного, материализм — как выражение низменного и эгоистического.
  2. Если мы будем употреблять эти термины таким образом, мы никогда не поймем противоположности между идеалистическим и материалистическим философскими воззрениями; потому что этот способ выражения, как говорит Энгельс, означает не что иное, как «непростительную уступку филистерскому предрассудку против названия «материализм», предрассудку, укоренившемуся у филистера под влиянием долголетней поповской клеветы на материализм.

Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, тщеславие и плотские наслаждения, жадность к деньгам, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне. Идеализм же означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в «лучший мир», о котором он кричит перед другими» .

Прежде чем пытаться дать общее определение материализма и идеализма, рассмотрим, каким образом эти два способа понимания вещей выражаются по отношению к некоторым простым и знакомым вопросам. Это поможет нам понять различие между материалистическим и идеалистическим воззрениями. Для примера возьмем такое природное и знакомое всем явление как гроза.

Что вызывает грозы? Идеалистический способ понимания этого вопроса — грозы есть следствие гнева бога, который разгневавшись, ниспосылает громы и молнии на провинившееся в чем-то человечество. Материалистический способ понимания гроз — грозы есть действие естественных сил природы.

  1. Например, древние материалисты считали, что грозы вызываются ударом друг о друга материальных частиц, находящихся в облаках.
  2. И дело не в том, что это объяснение, как мы сейчас понимаем, ложное, а в том, что это было попыткой материалистического, в отличие от идеалистического, объяснения.
  3. Сегодня, благодаря науке, мы знаем о грозах значительно больше, но тоже далеко не все, чтобы считать это природное явление хорошо изученным.

Современная наука полагает, что причинами гроз являются грозовые облака, которые формируются в атмосфере при определенных условиях под действием разных воздушных потоков.

Кого называют материалистами?

Материалисты Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один).

Что такое дуализм простыми словами?

Запрос «Дуализм» перенаправляется сюда; см. также другие значения . Дуали́зм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные.

Какие философы были идеалисты?

Идеализм (новолат.) – философский термин. Надо различать, прежде всего, практический и теоретический идеализм. Практический или этический идеализм обозначает отличительное направление и колорит всей душевной жизни и деятельности человека, руководимого идеалами.

  1. Идеалист прикладывает к действительности свои идеалы, он спрашивает не о том, каковы вещи, а о том, какими они должны бы быть.
  2. Существующее редко удовлетворяет его, он стремится к лучшему, более прекрасному миру, отвечающему его понятию о совершенстве, и в котором он уже живет умственно.
  3. Не таков мечтательный идеализм (идеализм в худшем смысле), который представляет себе фантастический идеальный мир, не задаваясь вопросом, находится ли он в пределах возможности, согласуется ли с природою вещей и человека.

Такой идеализм приводит или к пессимизму и бездеятельным грезам, или к гибели индивидуума в борьбе с действительностью. Теоретический же идеализм может быть или теоретико-познавательным или метафизическим. Первый состоит в утверждении, что наше познание никогда не имеет дела непосредственно с самими вещами, но только с нашими представлениями.

  1. Он был обоснован Декартом , который сделал исходным пунктом своей философии вопрос, имеем ли мы право допускать, что нашим представлениям соответствуют предметы, а вместе с тем и предварительное сомнение в реальности этих последних (скептический идеализм).
  2. Системы Спинозы и Лейбница принадлежат тоже к идеалистическим, но у них сомнение не более, как переходная ступень, так как на основании правдивости Бога, как виновника наших представлений, по учению Декарта, или «предустановленной гармонии», которую допускает Лейбниц, мы вправе предполагать реальные внешние вещи соответствующими нашим представлениям.

Однако, под влиянием Локка , Беркли и Юм пошли еще дальше: первый признавал только реальность Бога (как виновника наших представлений) и других духов, но оспаривал реальность внешних вещей, а последний – вообще всякое реальное бытие вне представлений (субъективный идеализм).

Наконец, Кант пытался со своим критическим или трансцендентальным идеализмом проложить средний путь, так как хотя он утверждал, что пространство и время – только формы нашей чувственности, а вещи – только явления, которые обусловлены этими формами и не могут быть представленными помимо ощущающего субъекта, но при этом признавал несомненною эмпирическую реальность « вещей в себе », вне индивидуальной личности, которая сама представляет собою только явление в трансцендентальном смысле.

Сомнительным остается у него, соответствуют ли вообще явлениям (эмпирическим объектам) вещи в себе (трансцендентальные объекты), недоступные нашему познанию, или понятие о последних лишено вообще смысла. Теоретико-познавательный идеализм подтверждается новейшею физиологиею и психологиею, которые учат, что представление пространственного внешнего мира возникает в душе и что при этом существенную роль играют субъективные факторы.

Какой Платон идеалист?

1. Объективный идеализм Платона — Платон — основоположник объективного идеализма со всей его тысячелетней перспективой в последующих европейских культурах. Он несет с собой все недостатки абстрактного идеализма. В этой связи следует считать правильной аристотелевскую критику Платона за его учение о неподвижных и изолированных сущностях.В.И.

  • Ленин, одобряя Аристотеля в этом пункте, пишет: «Критика Аристотелем «идей» Платона есть критика идеализма как идеализма вообще » 2 .
  • Таково должно быть и наше принципиальное отношение к Платону и Аристотелю, но фактическую историю делают не столько принципы, сколько их реализация.
  • Изучая Платона, мы находим у него в разных местах тенденцию представлять себе идеи в виде абстрактных 1 См.

: Ленин В.И. Полн. собр. соч. , т.18, с.131.2 Ленин В.И. Полн. собр. соч. , т.29, с.255.9 сущностей вещей, изолированных от самих вещей и получающих для себя место где-то в небесных или «занебесных» областях. Тут Аристотель совершенно прав: сущность вещи не может быть вне самой вещи.

В целом же Платону присуще множество рассуждений, опровергающих такую изоляцию идей и требующих трактовать идеи как принципы движения самих вещей, находящиеся в сфере самих же вещей (Parm.129 а–125 b). Весь платоновский «Тимей» есть теория космоса, который управляется идеями и душой, обладающими, конечно, собственным существованием, но в то же время пронизывающими весь космос с начала и до конца (Tim.36 d–е).

Кроме того, Аристотель критиковал идеи Платона, исходя из своего формально-логического первопринципа противоречия: «Об одной и той же вещи, в одном и том же отношении нельзя одновременно и утверждать что-либо и отрицать» (Met. IV 3, 1005 b 19; ср. там же 7, 1011 b 23; Anal post.

  1. I 2, 72 а 11).
  2. Получается, следовательно, что если сущности вещей находятся вне самих вещей, то они ни в каком случае уже не могут быть одновременно и внутри самих вещей.
  3. Если пока и не входить в разные детали основного платоновского учения, необходимо выставить одно общее положение, против которого уже никто не сможет спорить, как бы ни расценивать идеализм Платона в его существе.

Дело в том, что Платон, не просто объективный идеалист, он — именно античный объективный идеалист. Но как понимать эту античность и этот античный характер платоновского идеализма? Уже элементарные учебники истории учат нас, что античность проходила через две первоначальные социально-экономические формации.

Но эти две формации основаны на таком элементарном, чисто физическом и телесном способе производства, когда процесс производства осуществлялся только в меру непосредственных физических сил телесного человеческого организма, что этот отпечаток непосредственной телесности всегда оставался у греков даже там, где они начинали говорить о предметах самого высокого и самого духовного характера.

Достаточно, например, известно, чтó такое греческие боги, с поведением которых можно познакомиться уже по Гомеру. Поэтому и платоновский идеализм, как бы в нем ни проповедовался примат идеи над материей, несомненно, отличался таким характером, что в самих-то идеях в силу 10 их содержания никак не могли отсутствовать разного рода материалистические элементы.

Почему Кант был идеалистом?

Ainura Shurenova 18 марта 2018 · 4,0 K Прежде всего, нужно отметить, что понятия «субъективного идеализма» и «объективного идеализма» , в действительности, очень условны. В некоторых случаях они могут быть удобны, но попытка строго впихнуть философию в подобные рамки — очень большая натяжка.

  • Особенно плохо обстоят дела с понятием «субъективного идеализма».
  • Гипотетически, субъективным идеализмом является такая философская концепция, которая выводит существование вселенной из деятельности индивидуального субъекта, его сознания в широком смысле слова.
  • В таком случае, единственной последовательной формой субъективного идеализма будет солипсизм, но эта позиция является крайне экзотической.

Канта называют субъективным идеалистом потому, что в его философии феноменальная (ощущаемая нами) вселенная рассматривается как продукт деятельности нашего сознания. Тем не менее, по Канту, сама эта деятельность инспирирована воздействием на сознание внешними по отношению к нам «вещами-в-себе», которые существуют вполне объективно, независимо от нас.

Так что в полном смысле назвать Канта субъективным идеалистом нельзя. Строго говоря, мы вообще не можем сказать, был ли он идеалистом или материалистом, поскольку в философии Канта вещи-в-себе являются принципиально непостижимыми, а следовательно мы не можем ничего сказать об их природе. Таким образом, определение философии Канта как субъективного идеализма хотя и является широко распространённым, на самом деле не вполне точно отражает его философские взгляды.

Гегеля, в свою очередь, относят к объективному идеализму потому, что в его философии основой всего является «Абсолютная Идея», некая объективно (т.е. независимо от человека) существующая нематериальная реальность , которая раскрывает себя в процессе истории.2,8 K Насчёт Гегеля не корректно,так как с точки зрения Гегеля человека нет,а все есть абсолютный дух в становлении.

Что такое идеалистический взгляд?

ИДЕАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ , — ая , — ое .1. Основанный на идеализме (в 1 знач.), проникнутый им. Идеалистическая философия. Идеалистические воззрения на историю.2. Прил. к идеалист (во 2 и 3 знач.); свойственный идеалисту. Известно, какими излишествами арестов, ссылок и каторги ответило правительство того времени на идеалистические и во многом наивные порывания молодежи.

  1. Короленко, Памяти замечательного русского человека.
  2. Арсенов был натурой слишком духовной, идеалистической, чтобы догадываться о коварных расчетах Ковбоя.
  3. Нагибин, Непобедимый Арсенов.
  4. Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т.
  5. / РАН, Ин-т лингвистич.
  6. исследований; Под ред.А.П.
  7. Евгеньевой.

— 4-е изд. , стер. — М. : Рус. яз. ; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Когда появился идеализм?

Идеали́зм ( фр. idéalisme , через лат. idealis от др. -греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности духа по отношению к материи (см. Основной вопрос философии ) в сфере бытия .

  1. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия , считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.
  2. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному.
  3. Термин «идеализм» появился в XVIII веке.
  4. Впервые его употребил Лейбниц , говоря о философии Платона .

Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм . Философы XVII — XVIII веков постоянно оперировали термином « идея », но термин «идеализм» у них встречался редко (он отсутствует у Локка , Юма , Гельвеция ). В работе 1699 году Джон Локк написал о «фантазии идеистов» .

  1. Считается, что впервые этот термин был употреблён в статье Лейбница 1702 года «Ответ на размышления Бейля ».
  2. Философ писал: «Все, что есть хорошего в гипотезах Эпикура и Платона — величайших материалистов и величайших идеалистов, объединяется здесь», то есть в доктрине предустановленной гармонии Лейбница.

По словам Дидро , относящимся к Беркли : « Идеалистами называют философов, которые, признавая известным только свое существование и существование ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система, которую, на мой взгляд, могли бы создать только слепые!».

Кант в « Критике чистого разума » определил, что «идеализм (я имею в виду материальный идеализм) есть теория, провозглашающая существование предметов в пространстве вне нас или только сомнительным и недоказуемым » ( проблематический идеализм Декарта ), «или ложным и невозможным » ( догматический идеализм Беркли ).

Такой идеализм Кант опровергал, противопоставляя ему свое учение — трансцендентальный (формальный) идеализм, согласно которому «все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, то есть только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли».

  • Шеллинг в 1800 году дал своему труду заглавие «Система трансцендентального идеализма» и определил его цель так — «расширить трансцендентальный идеализм до тех пределов, которые позволят ему стать тем, чем он действительно должен быть, а именно системой всего знания».
  • По определению Гегеля в « Науке логики »: «Философский идеализм состоит только в том, что конечное не признается истинно сущим» .

По его мнению, всякая философия, заслуживающая своего имени, есть идеализм, и «при рассмотрении той или иной философии важно знать прежде всего то, насколько последовательно она проводит этот принцип», а зависит это «прежде всего от того, остается ли самостоятельно существовать наряду с для-себя-бытием еще и конечное наличное бытие, а затем и от того, положен ли в бесконечном уже сам момент „для-одного» — отношение идеального к себе как к идеальному».

В чем сущность субъективного идеализма?

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.

Почему идеализм лучше материализма?

Материализм и идеализм — противоположные способы понимания всякого вопроса Материализм и идеализм не являются двумя абстрактными теориями о природе мира, мало касающимися простых людей, занятых практической деятельностью. Они являются противоположными способами понимания всякого вопроса, и, следовательно, они выражают различный подход к этим вопросам на практике и ведут к самым различным выводам из практической деятельности.

Нельзя также употреблять термины «материализм» и «идеализм», как некоторые это делают, для выражения противоположных взглядов в области морали; идеализм — как выражение возвышенного, материализм — как выражение низменного и эгоистического. Если мы будем употреблять эти термины таким образом, мы никогда не поймем противоположности между идеалистическим и материалистическим философскими воззрениями; потому что этот способ выражения, как говорит Энгельс, означает не что иное, как «непростительную уступку филистерскому предрассудку против названия «материализм», предрассудку, укоренившемуся у филистера под влиянием долголетней поповской клеветы на материализм.

Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, тщеславие и плотские наслаждения, жадность к деньгам, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне. Идеализм же означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в «лучший мир», о котором он кричит перед другими» .

  • Прежде чем пытаться дать общее определение материализма и идеализма, рассмотрим, каким образом эти два способа понимания вещей выражаются по отношению к некоторым простым и знакомым вопросам.
  • Это поможет нам понять различие между материалистическим и идеалистическим воззрениями.
  • Для примера возьмем такое природное и знакомое всем явление как гроза.

Что вызывает грозы? Идеалистический способ понимания этого вопроса — грозы есть следствие гнева бога, который разгневавшись, ниспосылает громы и молнии на провинившееся в чем-то человечество. Материалистический способ понимания гроз — грозы есть действие естественных сил природы.

  • Например, древние материалисты считали, что грозы вызываются ударом друг о друга материальных частиц, находящихся в облаках.
  • И дело не в том, что это объяснение, как мы сейчас понимаем, ложное, а в том, что это было попыткой материалистического, в отличие от идеалистического, объяснения.
  • Сегодня, благодаря науке, мы знаем о грозах значительно больше, но тоже далеко не все, чтобы считать это природное явление хорошо изученным.

Современная наука полагает, что причинами гроз являются грозовые облака, которые формируются в атмосфере при определенных условиях под действием разных воздушных потоков.

В чем сущность субъективного идеализма?

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.

Какие философы были идеалистами?

Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Ясно, что он несовместим с дуализмом, потому что последний есть теория о том, что существуют и сознания, и физические объекты. Вывод идеализма о том, что физические объекты не существуют, потенциально способен вводить в заблуждение и обычно неправильно понимается.

  1. Ни один идеалист не отрицает, что существуют столы, кирпичи, куски дерева и все другие предметы, которые мы обычно относим к физическим объектам.
  2. Просто идеалисты отрицают два голословно утверждаемых факта относительно физических объектов: они отрицают, что физические объекты существуют вне восприятия и мышления; что физические объекты материальны, то есть состоят из субстанции под названием «материя».

Пожалуй, это означает отрицание существования физических объектов в смысле отрицания их сущностных свойств, но ясно, что это не является утверждением о том, будто имеются пустоты и бреши в нашем визуальном или тактильном поле, где большинство людей помещают физические объекты.

  • До сих пор, насколько я знаю, ни один философ не высказывал подобного утверждения.
  • Главное утверждение идеалиста заключается в том, что физические объекты не существуют независимо от сознаний.
  • Если бы не было сознаний, то так называемые физические объекты не могли бы существовать.
  • То, что существует, существует только в сознании, поэтому то, что мы на уровне здравого смысла, или дофилософски, рассматриваем как физическое, есть на самом деле ментальное.

Физическое есть ментальное. Многие люди, когда они впервые слышат об идеализме, полагают, что это глупая теория, то есть что она в столь значительной степени и столь явно ложна и в неё так трудно поверить, что только философ, оторванный от повседневных жизненных забот, или же некто с сомнительной теологической приверженностью мог её сформулировать.

Иногда также идеализм считают ненаучным в смысле его несовместимости с открытиями современной науки. Ни одно из этих обвинений не имеет никакого основания. Теория о том, что физическое есть ментальное, совместима с любыми повседневными, практическими убеждениями, совместима с атеизмом и с современной наукой.

В противоположность широко распространённому неправильному представлению ничто в современной науке не исключает идеализм. Все предложения физики, биологии и даже неврологии могли бы быть истинными, но также истинными могли бы быть и все идеалистические предложения; их конъюнкция образует непротиворечивое множество.

Очевидно, что идеализм несовместим со старой ньютоновской идеей о материи как своего рода материале или веществе, из которого создана вселенная, но ведь физика уже давно отказалась от этой идеи. И в самом деле, во многих важных отношениях идеалистическая атака на материю предвосхищает демонстрацию ограниченностей ньютоновской физики Махом и Эйнштейном.

Забавно, но ведь может так получиться, что идеализм окажется совместимым с наукой, а материализм — нет. В дальнейшем я попытаюсь придать некоторое интуитивное правдоподобие идеализму — просто потому, что он представляется многим людям интуитивно ложным.