Что Первично Материя Или Сознание?

Что Первично Материя Или Сознание
Материя первична по отношению к сознанию (материализм); идея первична над материальным (идеализм).

Какая сторона основного вопроса философии рассматривает первичность материи или сознания?

1.2. Философия, ее предмет, основной вопрос и направления — Термин «философия» образован соединением двух греческих слов: philos, что означает любовь и sophos или sophia – мудрость, знание. Этимологически перевод звучит как «любовь к мудрости». Первым, кто употребил это слово, согласно легенде, был Пифагор.

  • Он не отважился назвать себя мудрецом, поскольку мудрецы, в его понимании, – это только Боги, мудрость только у Богов, а смертные могут быть только «любителями мудрости».
  • Итак, философия (любовь к мудрости) – система обобщенного знания, основополагающих идей, имеющих исторически соответствующий уровень научной доказательности и систему ценностей возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6-5 вв.

до н.э. Философия, по словам Гегеля «есть эпоха, схваченная в мысли», в понятиях и категориях. В философии, как и в других науках, важнейшее значение имеют дефиниции. Философия как учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных возвышениях (идеалы, чаяния, надежды) бытия человека в мире.

  1. В данном определении отражено триединство онтологии, гносеологии и антропологии.
  2. Специфика философии состоит в стремлении познать мир в его целостности, выводит нас на природу и единство мира; приводит к пониманию ценности и идеалов человеческого бытия.
  3. Платон утверждал, что философии «можно научиться Она делает человека блаженным и счастливым» 5 .

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия – это все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Предмет философии исторически изменяется в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в т.ч. с развитием науки и самого философского знания.

  • Мир как целое – так можно было бы обозначить в данном плане предмет философии.
  • Не стоит только путать его с «миром в целом».
  • В последнем случае под целым имеется в виду нечто включающее все и вся, целое вместе с его относительно самостоятельными частями.
  • Мир в целом изучают все науки – каждая под своим углом зрения, со своей особой стороны.

В предмете же философии – мире как целом – целое берется как бы в отличие от своих частей, как дополнительное и новое, которое появляется в результате их взаимодействия – ведь целое никогда не сумма его частей. Предметом философии является система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, разные формы отношения человека к миру.

  1. Объектом философии является отношение: человек – мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.
  2. Диалектика и метафизика разошлись в решении основного вопроса философии.

Линейно-каузальный детерминизм марксистской диалектики избрал вариант первичности или вторичности в понимании и трактовке соотношения материи и духа. Марксистский подход (по Энгельсу) предполагает две стороны основного вопроса философии: онтологическую и гносеологическую.

В чем основной вопрос философии?

Основной вопрос философии Основной вопрос философии, вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще.

Что такое бытие и материя?

Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует. — Понятие ‘ материя ‘, отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще.

Какое направление философии утверждает первичность материи и вторичности сознания?

1. Коренная противоположность материализма идеализму в решении основного вопроса философии В опрос о том, что является первичным — материя или сознание,- есть, как указывал Ф. Энгельс, основной вопрос всякой философии. Материалистическое решение основного вопроса философии означает признание первичным природы, матери внешнего мира, а вторичным — сознания.

  • Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, тогда как сознание производно от материи и зависит от неё.
  • Сознание есть отражение объективного мира в мозгу человека.
  • Сознание-свойство высокоорганизованной материи, способность нашего мозга отражать вне нас существующий материальный мир.

Оно поэтому не может существовать самостоятельно и быть первичным по отношению к материи. Марксистское решение основного вопроса философии означает также признание познаваемости мира. Рассматривая материю, внешний мир как первичное по отношению к сознанию, марксистский философский материализм вместе тем утверждает, что материя, природа вполне познаваема для человека.

Применив положение о первичности материи и вторичности сознания к обществу, Маркс и Энгельс обосновали основное положение исторического материализм о том, что общественное бытие независимо от общественного сознания, оно первично, а общественное сознание вторично, оно зависит от материальной жизни общества.

Общественное бытие определяет общественное сознание. Таким образом, марксистское решение основного вопроса философии является всесторонним, целостным материалистическим решением, оно охватывает как природу, так и общественную жизнь людей. Утверждая первичность материи и вторичность, производность сознания, марксистский философский материализм разоблачает все виды идеализма и религии.

Вместе с тем марксистская философская теория ставит перед наукой грандиозную задачу: исследовать и конкретно показать, как и при каких условиях возникает сознание ходе исторического развития материи. Лженаучное решение основного вопроса философии идеализмом. Идеализм вопреки науке и здравому смыслу вообще объявляет первичным сознание, а материю, внешний мир считает вторичным, производным от сознания.

Утверждая первичность сознания, идеализм снимает тем самым вопрос о его возникновении и развитии. В произведении «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин разоблачил нелепые приёмы, употреблявшиеся идеалистами для того, чтобы обойти вопрос о возникновении сознания.

Критикуя Авенариуса с его «принципиальной координацией», Ленин указывал, что эти словесные ухищрения потребовались Авенариусу для того, чтобы преодолеть очевидное для всех противоречие между данными естествознания, доказывающими первичность материи, природы, и идеалистическим положением о первичности сознания.

«Естествознание,- писал Ленин,- положительно утверждает, что земля существовала в таком состоянии, когда ни человека, ни вообще какого бы то другого живого существа на ней не было и быть не могло. Органическая материя есть явление позднейшее, плод продолжительного развития.

Чем материализм лучше идеализма?

Что Первично Материя Или Сознание Материализм и идеализм — противоположные способы понимания всякого вопроса Материализм и идеализм не являются двумя абстрактными теориями о природе мира, мало касающимися простых людей, занятых практической деятельностью. Они являются противоположными способами понимания всякого вопроса, и, следовательно, они выражают различный подход к этим вопросам на практике и ведут к самым различным выводам из практической деятельности.

Нельзя также употреблять термины «материализм» и «идеализм», как некоторые это делают, для выражения противоположных взглядов в области морали; идеализм — как выражение возвышенного, материализм — как выражение низменного и эгоистического. Если мы будем употреблять эти термины таким образом, мы никогда не поймем противоположности между идеалистическим и материалистическим философскими воззрениями; потому что этот способ выражения, как говорит Энгельс, означает не что иное, как «непростительную уступку филистерскому предрассудку против названия «материализм», предрассудку, укоренившемуся у филистера под влиянием долголетней поповской клеветы на материализм.

Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, тщеславие и плотские наслаждения, жадность к деньгам, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне. Идеализм же означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в «лучший мир», о котором он кричит перед другими» .

Прежде чем пытаться дать общее определение материализма и идеализма, рассмотрим, каким образом эти два способа понимания вещей выражаются по отношению к некоторым простым и знакомым вопросам. Это поможет нам понять различие между материалистическим и идеалистическим воззрениями. Для примера возьмем такое природное и знакомое всем явление как гроза.

Что вызывает грозы? Идеалистический способ понимания этого вопроса — грозы есть следствие гнева бога, который разгневавшись, ниспосылает громы и молнии на провинившееся в чем-то человечество. Материалистический способ понимания гроз — грозы есть действие естественных сил природы.

Например, древние материалисты считали, что грозы вызываются ударом друг о друга материальных частиц, находящихся в облаках. И дело не в том, что это объяснение, как мы сейчас понимаем, ложное, а в том, что это было попыткой материалистического, в отличие от идеалистического, объяснения. Сегодня, благодаря науке, мы знаем о грозах значительно больше, но тоже далеко не все, чтобы считать это природное явление хорошо изученным.

Современная наука полагает, что причинами гроз являются грозовые облака, которые формируются в атмосфере при определенных условиях под действием разных воздушных потоков.

В чем заключается 2 вопрос философии?

Существует две стороны основного вопроса философии, над решением которых размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – соотношение наших мыслей и окружающего мир.

Как понять бытие?

1. Понятие бытия — Бытие — это фундаментальная категория философского дискурса, которая фиксирует основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). Понятие «бытие» концептуализирует наличие предметов и явлений, а не содержательный их аспект и может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них смысловыми оттенками.

Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). В системе философского знания (см. Философия ) бытие выступает предметом онтологии (см. Онтология ) и противоположно понятию ничто (см. Ничто ). В теории познания (см. Гносеология ) бытие рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

В обыденном употреблении понятие о бытии частично совпадает с понятиями универсума, космоса, вселенной, мира, природы, жизни. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть, отмечаются в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов.

  1. Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в отличие от кажимого) бытия и его осмысление (или участие в нём).
  2. Наукообразная философия идёт по пути определения понятия бытия и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы бытия как объективного существования.

«Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такое сущее» (Аристотель, «Метафизика» VII, 1). В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует вопрос о бытии, его связи с познанием, с природой (физика) и смыслом человеческого существования (этика), определяется общая ориентация данного направления.

  • В разные культурно-исторические эпохи формировался особый язык для выражения разных определений бытия.
  • Понятия «сущее» , «сущность» , «существование» , «субстанция» (см.
  • Субстанция ) производны от «бытия» и представляют собой его различные аспекты.
  • Но при этом существовали и устойчивые традиции.
  • Так, античная философия, особенно учения Платона и Аристотеля, на многие столетия определила общий характер и способы членения самого понятия бытия.

Так, классифицирующий анализ бытия у Аристотеля до настоящего времени служит примером для всякого наукообразного подхода к бытию. Этот подход оказался определяющим для философии не только эпохи эллинизма и Средних веков (о понятии бытия в арабо-мусульманской философии), но сохранился вплоть до XVII и начала XVIII века.

  1. Пересмотр античной традиции, наметившийся уже в первые века христианства, но не приведший тогда к созданию альтернативной онтологии, в преддверии Нового времени происходил главным образом по двум линиям.
  2. С одной стороны, он был подготовлен номинализмом XIII–XIV веков, расширен английским эмпиризмом XVII–XVIII веков и получил завершение в трансцендентальном идеализме И.

Канта. С другой стороны, принципы не только средневекового, но и античного мышления пересматривались в немецкой мистике (начиная с М. Экхарта и заканчивая эпохой Реформации), а также в пантеистических и близких к пантеизму течениях философии XV–XVII веков, нередко связанных с мистикой и герметизмом — Н.

Что такое дуализм?

Запрос «Дуализм» перенаправляется сюда; см. также другие значения . Дуали́зм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные.

Что первично по мнению философов идеалистов и можно ли познать мир?

Философы — идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр. , познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т.

Что является началом всякого превращения?

Глава 1. Философия о бытии, материи, пространстве и времени (Онтологические основы философского учения) Что такое бытие? Бытие — совокупность всего сущего, единство форм и спо­собов существования. Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятель­ности.

  • Какие виды бытия существуют? В философии различают бытие как объективную и субъек­тивную реальности.
  • Объективная реальность — это все то, что существует вне и независимо от сознания, все то, что составляет неживую и живую природу, включая человека и общество.
  • Субъективная реальность — это сознание, мышление, ду­ховный мир человека.

Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях и т.д. Эти два вида бытия не полярные противоположности, они взаимосвя­заны. Субъективная реальность отражает объективную реаль­ность и, в свою очередь, оказывает влияние на нее.

  • Какие уровни бытия выделяются в философии? В философии различают актуальное (действительное) и по­тенциальное (возможное) бытие.
  • Актуальное бытие — это действительное бытие в данном пространственно-временном интервале, это все то, что суще­ствует в данный момент.
  • В актуальном бытии выделяют, преж­де всего, бытие естественных вещей и процессов.

Актуальное бытие содержит в себе массу нереализованных возможностей — это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. Какие формы бытия существуют? В философии различают природное и социальное бытие. Какие концепции бытия существуют? В философской мысли сложились три основных концепции бытия.

  1. В материалистической концепции под бытием пони­мают конкретную реальность.
  2. В объективно-идеалистической концепции бытие представлено в виде объективно существую­щих идей.
  3. В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта: реально лишь то, что я чувствую.
  4. Что такое субстанция? Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи.

Субстанция в обычном понимании — синоним материи и ве­щества. В философии — это нечто неизменное, устойчивое — в противоположность тем свойствам и состояниям, которые ме­няются. Субстанция — это сущность, лежащая в основе всего. В философии субстанция трактуется по-разному, в соответ­ствии с разным видением мира.

  1. В монистическом учении осно­вой всего существующего признается одно начало.
  2. Различают материалистический монизм, в котором основой, началом мира считается материя; идеалисты считают дух, идею единым на­чалом всех явлений.
  3. Наряду с монистическими толкованиями в философии су­ществуют дуалистические взгляды.

Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала — материальное и ду­ховное. Плюрализм выводил многообразие мира из множества начал. Что такое материя? Материя — это вещество. В материализме материя понима­ется как основа всей действительности.

В чем суть проблемы сознания в философии?

Проблема в изучении сознания человека — Для того, чтобы изучить сознание не подходят способы применяемые, например, в естествознании. Сознание – это не предмет или вещь, даже не процесс, который можно описать. Определить сознание принципиально нельзя. Сознание – это то, что присутствует в каждом человеке, и никто не сомневается в его существовании.

  1. Пример 1 Р.
  2. Декарт утверждал: » Сознание – это самый достоверный факт на свете.
  3. Проявления сознания общедоступны, здесь мы говорим о представлениях, суждениях, сомнениях, радости и т.п.
  4. Проявления сознания находятся в непосредственном контрасте с неуловимостью самого сознания.П.
  5. Черчленд – американский философ, специализирующийся на нейронауке, говорил о том, что сознание подобно эфиру, флогистону.

При этом уточняя, что последние помогают объяснить, но не раскрыть понятия сознания. Проблема изучения сознания также заключается в том, что у человека нет подобных ему существ, наделённых сознанием. Эта уникальная способность присущая только человеку, делает его исключительным, но в силу этого он не может сделать сравнительный анализ феномена человеческой психики или особенностей своего сознания.

  • Пример 2 К.Г.
  • Юнг говорил: «При решении вопроса о сознании человек обречён на отшельничество».
  • Изучение вопроса сознания в области философии опирается на знания в области психологии.
  • Однако следует понимать отличия, что понимание сознания в психологии и философии разнятся.
  • Говоря о философском понимании сознания, следует отметить, что проблемы сознания и бытия связаны между собой.

Это происходит вследствие того, что бытие раскрывается в его собственной сущности и в бытие человека.

Какие формы бытия существуют в мире?

Основными видами бытия являются материальное и идеальное бытие. К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей.

Почему материя первична а сознание вторично?

Эволюция (изменение) сознания человека в процессе его взросления доказывает, что сознание существует в человеке и творится им же, а не дано извне в готовом виде. Следовательно, материя первична, а сознание человека вторично.

Кто считается первым материалистом?

Античный материализм — Представления о материальном начале мира появляются в Древней Греции около VI века до н.э. Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» — Фалес (624—548 до н.э.), Анаксимандр (611—547 до н.э.) и Анаксимен (585—528 до н.э.). Они считали, что есть некое первовещество , различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества.

  1. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу.
  2. У Фалеса этой первоматерией являлась вода , у Анаксимандра — некий « апейрон », как неопределённая бескачественная материя, у Анаксимена — воздух .
  3. Анаксимен , Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха.
  4. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня .

По мнению Энопида Хиосского , младшего современника Анаксагора , все возникает из огня и воздуха. В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа . Божества считались неотъемлемой частью вселенной , а душой могли наделяться любые объекты.

Аристотель интерпретировал учения более ранних философов сквозь призму собственного учения, как предвосхитивших учение о материальном «архе» (начале) («Метафизика» II 3—9, «Физика» I, 2 слл.). Согласно этому пониманию, термин «архе», используемый перипатетиками и «архе» ионических философов, отличаются по вложенному в него смыслу .

Наиболее последовательно проводили материалистическую линию китайский философ Ван Чун , индийские мыслители школы чарваки , Левкипп , Демокрит , Эпикур и Лукреций Кар . Для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура , характерен упор на личное самосовершенствование человека : освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

В чем состоит основной тезис материализма?

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) – монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.).

  • Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира.
  • Различают вульгарный и последовательный материализм.
  • Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь»), второй – как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, – отражения.

Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.

  • Термин «материалисты» ввел Лейбниц для обозначения своих противников.
  • Несколько лет спустя он уже фигурировал в философском словаре И.
  • Вальха: «Материализмом называют то, когда отрицают духовные субстанции и не хотят допускать ничего, кроме телесного.
  • Материализмом следует называть и то, когда все события и действия природных тел выводят только из свойств материи, таких, как величина, фигура, тяжесть, разъединение и соединение и, т.о.

, не хотят признавать никакого другого духовного принципа, кроме души» ( Walch I.G. Philosophisches Lexicon, 1726). Французские материалисты 18 в. – Ламетри, Дидро, Гольбах и Гельвеций – сознательно применяли термин «материализм» по отношению к себе. Однако даже в 19 в.Л.

Фейербах и Э. Геккель отказывались называть себя материалистами. В Европе материализм прошел в своем развитии три этапа. Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). В 16–18 вв.Ф. Бэкон, Гоббс, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.

сформировали метафизический и механистический материализм. В 1840-х гг.К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма. Материализм утверждает, что в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия.

  1. Поиски последней составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения.
  2. Фалес считал, что все в мире состоит из воды, Анаксимен – воздуха, Гераклит – огня.
  3. В 16–18 вв.
  4. все явления мира пытались вывести из механически движущейся материи, в конце 19 в.Э.
  5. Геккель предложил на роль первоматерии эфир.

Однако каждый раз эти гипотезы опровергались. Итогом стал отказ от субстратного определения материи и переход к феноменологическому – через ее отношение к сознанию. Наиболее развернуто это определение сформулировал В.И. Ленин. Материя трактуется им как реальность, существующая вне сознания, независимо от него и отражаемая в нем.

Какие стороны имеет основной вопрос философии Согласно Фридриху Энгельсу?

Бурные философские «разборки» последнего десятилетия не обошли стороной и ту проблему, которую Ф. Энгельс назвал в свое время основным вопросом философии. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, – писал он в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886 г.), – есть вопрос об отношении мышления к бытию» .

Разумеется, для придания проблеме отношения мышления к бытию такого возвышенного статуса (не просто основного, но великого основного вопроса) у Энгельса нашлись весомые аргументы как онтологического порядка, то есть за пределами самой философии, так и внутри ее, в русле всемирного (или, по крайней мере, европейского) историко-философского процесса.

Во-первых, данный вопрос поистине велик, ибо явился на свет не как плод кабинетных рассуждений философов-профессионалов, а как жизненно важный вывод человека-практика о природе окружающего его мира и об его отношении к этому миру. Вообще, последовательность появления каждого из основных направлений в философии (материализма и идеализма) и вариантов внутри них производна от логики познания человеком-практиком окружающего мира.

  1. Прежде всего до человека доходит, что мир, в котором он существует и действует, объективен, независим от него, и он должен к нему приспосабливаться.
  2. Именно так и поступает человек на протяжении всей своей истории в меру своих развивающихся способностей к познанию мира и его практическому освоению.
  3. Но тут же вслед за решением вопроса об объективности мира перед человеком встал и другой вопрос: если этот мир независим от меня, то от кого же он зависим? Допустить, что «мир никем не создан, ни из людей, ни из богов», как это сделает потом Гераклит, совершенно беспомощный еще перед лицом природы первобытный человек не мог.

В этих условиях неизбежно рождалось решение в духе идеализма объективного, причем в его нерафинированном, религиозном виде. И только через много веков, по мере того как под воздействием физических и духовных усилий человека зримо изменился окружающий мир, созрел вывод о человеке – субъекте истории.

Оторванный от признания объективности мира и возведенный в абсолют этот вывод лег в основу субъективно-идеалистического решения основного вопроса философии. Во-вторых, вопрос об отношении мышления к бытию велик и в том плане, что проходит через всю историю философии и его однозначное, монистическое решение характеризует подавляющее большинство мыслителей за исклю­чением считанного числа дуалистов.

Эти аргументы приходится воспроизводить по той причине, что сегодня появляются версии о случайном происхождении («оброненности») анализируемого энгельсов­ского вывода.В.И. Свинцов пишет: «Ретроспективно оценивая возникновение и развитие марксистской философии, трудно отделаться от впечатления: выделение одного из множества философских вопросов и его маркирование термином «основной» не лишено элементов случайности.

Как звучит классический вариант основного вопроса философии?

Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным — дух или природа, материя или сознание — и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно

Какой вопрос Энгельс назвал основным вопросом философии?

На деле, по Энгельсу, «Великий основной вопрос всей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию», а в следующем абзаце – «мышления к бытию, духа к природе». Лишь одна из его сторон – вопрос «что является первичным: дух или природа». Заметим: именно в такомсочетании понятий.

Как Энгельс формулирует основной вопрос философии?

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вопрос о взаимоотношении духовного и материального начал.О.В.Ф. не всегда осознавался в качестве такового, и только развитие в философии представлений о собственной специфике позволило сформулировать О.В.Ф. В любой науке ее основной вопрос в основном совпадает с ее предметом.

В философии дело обстоит несколько иначе. Каждый философ выделяет те вопросы, которые считает основными для себя и для всей философии. Для Ф. Бэкона главным был вопрос о расширении могущества человека над природой, для Гельвеция — вопрос о сущности счастья, для Руссо — вопрос о причинах социального неравенства, для Канта — вопрос о сущности человека, для А.

Камю — вопрос о смысле жизни.Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал О.В.Ф. по-иному: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».

  1. На первый взгляд, взаимодействие материи и сознания и стремление выяснить смысл жизни или суть человеческого счастья далеки друг от друга.
  2. Однако, чтобы ответить, например, на три знаменитых кантовских «основных вопроса»: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», необходимо понять человеческую природу, суть человеческих потребностей, границы возможностей человека, его отношение к двум наиболее общим «родам бытия» — к материи, олицетворяющей ограниченность человеческих возможностей, предел для человеческих мечтаний, неизбежную смерть, и к царству духа — царству свободы, области реализации всех человеческих потребностей, носителю гармонии, целесообразности, бессмертия.

Решить свои жизненные проблемы человек как носитель философского разума может двумя способами: либо признать приоритет одной из сторон мировоззренческого противостояния, либо искать точки их объединения.О.В.Ф. — это ценностно-смысловая доминанта философии как «жизненного разума», раскрывающая смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы — «быть или не быть».О.В.Ф.

не совпадает полностью с предметом философии. Предмет философии — это исследование всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках, а О.В.Ф. показывает, какой стороной это всеобщее как бы «повернуто» к человеку. Он выдает тайну философии, позволяет за бесстрастием абстракций увидеть лицо страдающего и мыслящего человека, позволяет ощутить его заветное желание «быть».

Понятие «человек» не совпадает с понятием «идеальное». Человек — это единство материального и идеального, тела и духа. «Мир» не совпадает с понятием «материя». Мир — это целостность, противостоящая человеку, являющаяся условием его существования, объектом его деятельности; в нем присутствуют «идеальные» формы» человеческой деятельности, теории, произведения искусства.О.В.Ф.